дискуссионно-аналитический православный сайт
Имя или номер ( регистрация ):
Пароль ( забыли пароль? ):

Чернобыльская катастрофа и бунт против Царя в свете крохотного исторического документа

Чернобыльская катастрофа и бунт против Царя в свете крохотного исторического документа

Ровно 100 лет назад, 13 апреля 1917 г., или 26 апреля по новому стилю, в Петроград из одного местечка пришла приветственная телеграмма на имя руководителя Временного Правительства России с приветствием от местных духовенства и мирян столичным мятежникам, свергнувшим Царя-батюшку. Сам по себе этот факт, на фоне довольно многочисленных в то время подобных случаев, как мы понимаем, совершенно ничем не примечателен. Но есть пара моментов, по которым нам стоит присмотреться к этому сущему пустяку повнимательнее. Дело в том, что местечко то называлось Чернобыль, находившееся в Радомысльском уезде на севере Киевской губернии. А во вторых… а во вторых, тогда 13 апреля – это 26 апреля по новому стилю, это тот самый день, в который рванул знаменитый на весь мир 4-ый блок самой крупной тогда в Европе Чернобыльской Атомной электростанции им. В.И. Ленина. С катастрофы которого довольно стремительно и необратимо стала закатываться вся сила и могущество Советского Союза...

Вчитаемся в слова телеграммы:

«Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян местечка Чернобыль, Радомысльского уезда Киевской губернии.

Телеграмма из местечка Чернобыль в Петроград

13 апреля 1917 г.

Местечка Чернобыль Радомысльского уезда священники, псаломщики, учителя, учительницы, миряне, объединившись свободно, обсуждали текущие события. Приветствуем родное Временное правительство, проводящее в жизнь возсиявшую свободу, и твёрдо верим в победоносный конец жестокой войны.»

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 135, Л. 111. Подлинник.

Этот замечательный документ опубликован историком М.А. Бабкиным в его книге «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году» (Материалы и архивные документы по истории РПЦ), Изд. «Индрик», М. 2008, изд. 2-е, стр. 307 (см. фото из книги).

*   *   *

«Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104;15) – говорит нам Бог о царях в Своём Писании. Здесь, как мы видим, ничего прямо не говорится о наказании, которое следует тем, кто идёт против Бога. Хотя то, что такое не проходит безнаказанно – конечно, знает каждый христианин.

Как видим, прошло всего без года 70 лет, как событие страшное, такое, как атомная катастрофа на АЭС, перепугавшее тогда до смерти весь мир, посетило народы.

Интересно, а что говорит Писание о сроках, что такое в Писании «70 лет»? Пожалуй явно, что лежит на поверхности, есть только одно упоминание о таком сроке в книге пророка Иеремии. Для того, чтобы понять его смысл – мало лишь процитировать место о Вавилонском плене на 70 лет [можно добавить, что нынешние изследователи считают цифру 70 – округлением, полагая, что начало плена следует считать с 605 года – победы Навуходоносора над фараоном Нехао, а конец – с указа персидского царя Кира в 538 (536) году, т.е. плен продолжался 69 или 67 лет]. Надо осознать это место целиком, в полноте, а не просто зафиксировать упоминание отрезка времени в 70 лет. Важно то, что сказано перед указанием на срок плена. Поэтому, приведём это место шире:

«Слово, которое было к Иеремии о всем народе Иудейском, <…> и которое пророк Иеремия произнес ко всему народу Иудейскому и ко всем жителям Иерусалима и сказал: <…> – вот уже двадцать три года, было ко мне слово Господне, и я с ранняго утра говорил вам, – и вы не слушали. Господь посылал к вам всех рабов Своих пророков, с ранняго утра посылал, – и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать. Вам говорили: «обратитесь каждый от злаго пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век; и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла». Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе. Посему так говорит Господь Саваоф: за тó, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ея и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею…» (Иер. 25;1-12) (выделено авт.)

Чуть иначе выглядят важные для нас строки 11 и 12 стихов на церковно-славянском, который ближе по смыслу к оригиналу:

«И будет вся земля сия в запустение и во ужас, и поработают сии во языцех царю вавилонску седмьдесят лет. Егда же исполнени будут седмьдесят лет, посещу на царя вавилонска и на язык оный, рече Господь, беззакония их, и на землю халдейску, и положу тую в запустение вечное…» (Иер. 25;11-12). (выделено авт.)

Напомним, все образы Ветхого Завета, помимо самого факта исторического события, в нём описанного, нами, христианами, должны пониматься также и прообразовательно. И применяться нами к себе в той степени духовных символов, как они когда-то в словах и образах более грубых – относились к иудеям, как бывшему, и всё потерявшему, народу Божию.

Интересно здесь упоминание в начале главы: «вот уже двадцать три года, <…> и я с ранняго утра говорил вам, – и вы не слушали.» (Иер. 25;3). Ведь от начала царствования и до свержения Св. Царя Николая II – как раз и проходит 23 года и, в каком то смысле, действительно «народ не слушал» и «прогневлял Бога делами рук своих, на зло себе.» (стих 7). Но это так, просто на заметку…

Итак, за грех народа, по слову Господню, земля будет «в запустение и во ужас». В данном случае, очевидно, что в первом случае запустение имеется в виду по причине отсутствия людей, а ужас по причине разлития на ней зла, чего наш народ в советское время хлебнул вдоволь. А вот следующий стих, который говорит «землю положу в запустение вечное» – понять сложнее. Ибо очевидно, что такое запустение уже не может быть связано именно с отсутствием на ней людей: ведь если люди захотели – то они и пришли. Т.е. здесь можно предположить гораздо более серьёзное поражение, уже собственно именно самой земли. Ясно, что мы здесь делаем не более, чем просто предположение. Но легко допустить, что такое поражение и может оказаться, в частном случае, например, таким, совершенно конкретным, которое произошло после взрыва реактора. Ведь сколь бы туда не лазили отчаянные одиночки, заявляя, что могут там выжить – в реальности мы имеем землю именно поражённой в запустение вечное, сколь бы мы не дули щёки…

Полезно помнить, что у святых отцов само по себе толкование разных мест в Писании о земле не простое. Это много больше, чем просто представление именно о земле под ногами или стране, где происходит то или иное событие. Очень часто это – образ души человека, который сам возделывает её и приносит либо добрый, либо худой плод. Вспомним, например, «Притчу о сеятеле», сказанную Самим Христом – в ней земля именно душа. Потому та земля халдейская, которую Господь «положит в запустение вечное» (Иер. 25;12) – может быть и человеческая душа, которая уже не может принести Богу никакого плода. Ибо она наполнена ложными представлениями, материализмом, богоборчеством и прочим злом.

Стоит, кстати, напомнить, что сама ЧАЭС, которая принесла столько отравы, сколько ни одна катастрофа на земле, носила имя Ленина. «Учение» этого несчастного – можно с полным правом назвать самой мерзкой духовной отравой, отравившее наибольшее количество людей на земле. Ведь помимо 70-летнего «торжества» этих идей в СССР – не забудем про Китай и ряд других стран, та же безумная КНДР, больная совершенно сатанинским богоборчеством. У нас сейчас принято забавляться их антиамериканизмом. Но стоит напомнить, что абсолютно все христиане там сидят в лагерях, а Евангелие, найденное дома – гарантия ареста и тюрьмы (показушным храмом РПЦ в Пхеньяне, как и аналогичным в Гаване – обманываться не стоит). Учение ленинизма погубило на много порядков больше душ, чем не просто Чернобыльская катастрофа, а, скорее всего и целая ядерная война, если бы таковая случилась. Ведь погибшие в войну телом – вовсе не погибают в вечности душой. А вот нераскаянная душа, отравленная злым богоборчеством, – гарантированно погибает для вечности. И сколько таких несчастных душ ушло на тот свет в ХХ веке в состоянии духовного ослепления и поклонения идолу В.И. Ленина (вспомним халдейского идола Вила, кстати!) – знает только Бог. Т.ч. символизм названия рванувшей АЭС – едва ли можно считать случайным.

«Нарекоша имена своя на землях» - говорит Псалмопевец о нечестивых (Пс. 48;12)[1]. Но не эти ли имена и привлекают, в итоге, гнев Божий? Вспомним, как почти в те же годы землетрясение снесло целый город с названием… Ленинакан. Съехавшиеся тогда со всего Союза спасатели для помощи несчастным жителям Армении и извлечению многих десятков тысяч тел погибших свидетельствовали, что масштабы виденного ими там горя были ещё пострашнее Чернобыля...

 

*   *   *

Что ещё интересного можно сказать о Чернобыле?

Большая деревянная синагога в Чернобыле, 1920-e годы

Сам городок – всего на полвека моложе Москвы, первое упоминание его относится к 1193 году. Он перечислен в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (конец XIV века), т.ч. ни о каком его «украинском» происхождении – говорить не приходится. Он застал и татарское иго, и польско-литовскую власть.

В рамках польской колонизации в 1566 г. Чернобыль получил во владение шляхтич Филон Кмита (который очень часто нападал на Русь). С его подачи в Чернобыль были поселены евреи. После присоединения этих земель в 1596 г. к Польскому королевству традиционно православное русское крестьянство силой принуждалось переходить в католичество. Православие было возстановлено только после возвращения этих земель в Русское царство. В 1793 году эти земли окончательно вернулись в состав Российской империи.

Ещё при поляках, во второй половине XVIII века, Чернобыль становится на полтора века одним из главных центров хасидизма. Чернобыльская хасидская династия была образована раввином Менахемом Нахумом, потомки которого под фамилией Тверских цаддиков разсеяны и теперь в Польше, Румынии, США и Израиле.

Любопытные записки о Чернобыле 1884 года[2] оставил "Отставной военный Л.": «Чернобыльские евреи, как и везде, по-своему набожны и фанатичны. По праздникам они, почитая город своим, ходят по улицам и площадям в богослужебных одеждах: таласах и кителях. А главная синагога и все церковные школы наполнены молитвенными криками по целым дням и ночам, хотя бы это стесняло других»[3].

В тот момент, когда жители Чернобыля приветствовали мятеж против Царя, из 15 тыс. населения городка – более половины составляли евреи. Собственно, именно по этому и само наименование жилого пункта было местечко: так, традиционно, назывались преимущественно еврейские поселения. Правда, с революцией, которую они так приветствовали, им не очень повезло. Их весьма зверски стали грабить и истреблять всевозможные самостийные банды, которые хаотично носились по этим местам более 3-х лет. В 1920 спасаясь от полного уничтожения династия Тверских цадиков бежала из Чернобыля, оставив свои захоронения. А практически добили местное еврейское население здесь немцы, во время II Мировой…

*   *   *

Если говорить о духовенстве Чернобыля, приветствовавшем переворот, то с храмами здесь обстояло дело так.

На побитый осколками Свято-Ильинский Храм после войны устанавливают крест. Фото из архива Свято-Ильинского Храма.

В первой половине XIX века в Чернобыле было 3 православные церкви: Ильинская, Николаевская и Богородицкая. Сейчас сохранилась только Ильинская. Эта церковь была построена в 1779 году. «Когда в 1872 году она сгорела, то для строительства новой взяли проект церкви, построенной в 60-е годы 19 века в Радомышле. Внесли только небольшие изменения. Но строили Ильинскую церковь лучше, качественнее. Раствор месили на яичных желтках. Яйца сносили со всех приписанных к церкви сел и Чернобыля. Благодаря этому в 1930 году наша церковь устояла при попытке разрушения. А Радомышльская – нет. Там воинствующим атеистам удалось разрушить переднюю звонницу»[4]. На постройку нынешней существующей каменной церкви освященной в 1878 году, казной было отпущено 30 тысяч рублей. Есть сведения, что строительство велось тогда при прямом содействии Царя Александра II. 5 лет спустя в Чернобыле был установлен бюст Царю-Освободителю, который впоследствии без вести пропал в советские годы. Однако, при реставрации Свято-Ильинской церкви в 2003 году он был неожиданно найден под притвором, вероятно, закопанный там прихожанами. При советской власти храм был закрыт в 1930 году, был складом, дважды богоборцы хотели его взорвать: в 1937 году и в 1941, когда храм хотели уничтожить отступавшие советские войска, посчитавшие его «стратегическим объектом». Но оба раза этого не дали сделать горожане: в первый раз жители пришли в церковь и легли на пол, а второй раз умудрились сами разминировать церковь и вынести взрывчатку. Храм в 1942 открыли при немцах, стали служить. Но первого настоятеля после войны советские власти надолго отправили в Сибирь… Словом – всё традиционно…

*   *   *

«Чернобыльский Спас».

о. Николай Якушин с матушкой Любовью

После взрыва реактора и эвакуации Чернобыля в мае 1986 года, никто и помыслить не мог, что когда-нибудь Ильинский храм вновь откроется и там будут службы. Тем не менее это произошло: уроженец Чернобыля, Николай Якушин, был рукоположен 20 лет назад по его просьбе в разрушающийся Ильинский храм и сам начал его возстанавливать. Сейчас этот храм – самое «живое» место в пустом городе. Отцу Николаю во всех работах по храму и устроению приходской жизни самоотверженно помогала его жена, Любовь, с детства чтившая Господа, местная уроженка, с которой они обвенчались в Чернобыле в 1979 г. Но 3 года назад 55-летняя «чернобыльская матушка» от продолжительной болезни скончалась, что не удивительно.

«Церковь и семья для неё были главными занятиями в жизни. Матушкиными руками в Ильинской церкви сделано почти всё: и цветники, и хор, и уборка территории и многое другое. Я просто служил, а она помогала мне очень сильно, договаривалась с людьми, была моим надёжным тылом. Причем делала она всё на высоком уровне, потому что она именно служила Богу, чтила высоко всё, что было связано с Церковью… Матушка болела несколько лет тяжелым онкологическим заболеванием, и, конечно, мы понимали, что кончина будет преждевременной. Но не думали, что в этом году и так скоро... Матушка отдала Свято-Ильинскому храму 15 лет своей жизни, и мы похоронили её прямо возле него» - сказал о жене о. Николай.

Протоиерей Николай Якушин, настоятель единственного действующего в зоне отчуждения Свято-Ильинского храма г. Чернобыль Киевской области, принял монашество с именем Сергий. Он продолжает

Икона «Чернобыльский Спас»

служить в храме, не смотря ни на что, и встречать многочисленных, приезжающих на короткое время, паломников.

При его участии появилась на свет поразительная икона – «Чернобыльский Спас». Вот как сам архимандрит Сергий (Якушин) разсказывает про эту икону:

«Спас Чернобыльский явился парторгу ЧАЭС

Юрий Борисович Андреев, ныне уже покойный, парторг Чернобыльской атомной электростанции, коммунист, и можно представить, каких воззрений человек, серьезно заболел, получив огромные дозы радиации. Он очень страдал, уже лежал на смертном одре. Думали, что его дни сочтены. И ему постоянно снился один и тот же сон-видение.

Парторг ЧАЭС ясно видел эту икону. Потом он в точности рассказал иконописцу, как она должна выглядеть. Он и мне рассказывал, затем я об этом сообщил Блаженнейшему митрополиту Владимиру. Будучи уже одной ногой за чертой, парторг всё время просил: «Напишите эту икону…» Увидев открывшуюся его духовному взору небывалую картину, он остро чувствовал, что она должна быть воплощена. И Блаженнейший благословил.

Икону написали в Троице-Сергиевой Лавре в 2003 году. А освятили в Киево-Печерской Лавре на престольный праздник Успения Божией Матери. Когда Блаженнейший митрополит Владимир освящал образ «Чернобыльский Спас», в небе появились сразу три знамения: прямо над иконой на глазах у сотен людей пролетел голубь, в небе появилась радуга, а затем крест, в центре которого сияло солнце. И что интересно – парторг Юрий Борисович после этого выздоровел, Господь его исцелил. Удивительно, что именно парторг ЧАЭС, впоследствии президент Союза «Чернобыль–Украина», был избран для такой миссии – через него в мир пришла икона «Чернобыльский Спас», у которой с той поры Господь не раз

Над иконой работал иконописец Владислав Горецкий, мастер высокого класса. Образ исполнен тонко и выразительно. В центре её мы видим летящую с неба «звезду полынь» над зловещим заревом взрыва и сосну в виде креста-распятия. Этот феноменальный знак грядущей трагедии рука Господня воздвигла на полесской земле за десятилетия до аварии: уже во время Великой Отечественной войны это было большое, взрослое дерево. И вышло так, что станция была построена буквально в двух километрах от этого огромного живого креста, выросшего на опушке. Когда зараженный радиацией «рыжий лес» ликвидировали и пространство очистилось, открылась ошеломляющая картина, сродни духовному видению: два символа вселенской катастрофы, соединенные в одной плоскости, – взорвавшийся четвертый реактор на фоне дерева-креста.

С двух сторон от древа-креста на иконе стоят погибшие и живые ликвидаторы. А над всем этим Господь Иисус Христос со свитком Апокалипсиса, Пресвятая Богородица и архангел Михаил. Так всё это увидел парторг ЧАЭС.»

*   *   *

«Трудами» таких попов, как духовенство 1917 года – Россия чуть не погибла. Трудами таких, конечно, очень редких подвижников нашего времени, как архимандрит Сергий (Якушин) – она возстаёт из пепла. В том числе – даже из пепла атомного. Но хватит ли у нас у всех, у того, что называется народом, ума и сердца чтобы понять: что мы натворили 100 лет назад? Чем соблазнились, за кем пошли и куда пришли? Потому что без этого осознания – те скорби и те великие испытания, которые мы прошли, проходим, и ещё пройдём, те жертвы, которые мы принесли на этом пути – могут оказаться совершенно напрасны. Сможем ли мы в этих маленьких знаках, которые перед нами периодически раскрывает Промысел Божий, прочесть то, что нам адресует Творец?

Александр Махотин

13 Апрель (26) 2017. Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского, Мц. Фомаиды Египетской.

 

[1] «В мыслях у них, что дóмы их вечны, и что жилища их в род и род, и зéмли свои они называют своими именами» - полный русский перевод стиха. (Пс. 48;12).

[2] По данным 1884 г. в Чернобыле проживало 6559 евреев, 3098 русских, среди них заметную часть составляли старообрядцы, имевшие свой женский монастырь; поляков было 154. Здесь было пять синагог, существовали три православные церкви и костел.

[3] Николай Черниговец. «Чорнобиль – мiсто без майбутнього?», Белая Церковь, 2003

[4] Комм. Н. Черниговца

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
©® VeraPravaya.ru 2016 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Яндекс.Метрика