дискуссионно-аналитический православный сайт
Имя или номер ( регистрация ):
Пароль ( забыли пароль? ):

Почему американский ВПК не сможет повторить то, что сделал во время ВМВ

0
Администратор
4 октября 2022 в 11:36 546 просмотров

 

 

Почему американский ВПК не сможет повторить то, что сделал во время ВМВ

Есть люди, которые искренне считают, что США могут легко и быстро нарастить производство вооружений – ссылаясь на то, что они это смогли сделать во время Второй Мiровой войны.

Проблема США, однако, заключается в том, что у этой страны сейчас вообще нет возможностей наращивать производство даже среднетехнологической промышленной продукции, не только теми темпами, какими они делали это в 1941-1945 гг., но и вообще.

С чем это связано?

Очевидный ответ – с деиндустриализацией, с переносом производства всего и вся в страны ЮВА, особенно в Китай.

Это действительно так. Приведу только один пример: в 1945 году доля США в мiровом производстве чугуна составляла 67%, стали – 72%. А в 2014 – 2,4% и 5,3%, соответственно. Причем упала не только доля, но и абсолютное производство. Большинство американских крупных производителей стали обанкротились, были закрыты, а производственные мощности уничтожены.

Интересно, что процесс был связан не только с переносом производства за рубеж. Bethlehem Steel, одна из крупнейших сталелитейных компаний, еще перед войной концентрировалась на госзаказах, особенно кораблестроении (через свой филиал) и производстве корабельной брони, а также на строительных конструкциях. Кораблестроительный филиал компании имел во время войны 15 судоверфей, на которых произвел 1121 судно, больше, чем любая другая кораблестроительная фирма в мiре. Однако после войны компания игнорировала новые технологии, которые разрабатывались в Европе и Японии. А после отставки безсменного генерального директора Юджина Грейса руководство фирмы сконцентрировалось на краткосрочных прибылях и тормозило инновации, что привело к потере эффективности. Компания обанкротилась в 2001 году.

Из всех крупнейших сталелитейных компаний США в живых осталась только US Steel, с тремя заводами, на которых занято менее 1/10 части от того количества сотрудников, которые работали там в 1902 году. При этом доля стали в общей стоимости ее продукции составляет всего 0,8%.

Грубо говоря, США сейчас не из чего делать танки, пушки и снаряды, не говоря уже о таких материалоемких изделиях, как корабли. Потребление стали в США на одного человека было максимальным в 1977 году и с тех пор упало более чем вдвое – причем основную часть этого потребления обезпечивает импорт, а значит, в этом вопросе США чрезвычайно уязвимы (и надо сказать, что в 2017 г. восемь процентов стали США получали из России, еще два процента – из Китая, 14% из Бразилии и 6% из Турции, выводы делайте сами).

Алюминий. США за время 2 МВ произвели более 300 000 самолетов, на что ушло около полутора миллионов тонн алюминия, причем почти весь он был произведен в США, в основном из собственных запасов бокситов. Эти запасы, однако, были полностью изчерпаны примерно к концу войны, и на сегодняшний день США все бокситы получают из-за рубежа, как и более чем 2/3 алюминия. 44,5% алюминия идут в США из Канады и Мексики, остальные поставки могут быть замедлены или прерваны в связи с логистическими проблемами (доля России была менее 2,5% в 2020 году, так что мы тут не играем, но вот Китай поставлял почти 13%).

Взрывчатые вещества и пороха. Производство ВВ и их компонентов в США с 1990 года постоянно снижалось (за невостребованностью военными). Хотя государственные производственные мощности, созданные во время Второй Мiровой войны, весьма избыточны, они десятилетиями не использовались и приходили в упадок, Серьезнейшей проблемой было вымывание квалифицированных кадров, особенно в НИОКР. Сейчас способность американских производителей ВВ быстро нарастить мощности – под большим сомнением.

Авиация. Как уже упоминалось, США за годы войны произвели примерно триста тысяч самолетов, причем их производство удавалось наращивать очень быстро и эффективно. В основе этой быстроты и эффективности лежало наличие большого количества конкурирующих производителей авиационной техники, на чьих производственных мощностях и размещались заказы на самолеты. Сегодня в США остались ровно две авиационные фирмы, причем у обеих огромные проблемы с качеством разработок и производства (вспомним Боинги 737 Max, недоведенные F-35, досрочно списываемые F-22 и хотя бы то, что значительная доля НИОКР Боинга выполнялась в Москве). Обе компании существенно зависят от зарубежных поставок, ибо заметная часть производства выведена на аутсорсинг. Собственные мощности ориентированы на конечную сборку.

Президент Трамп на последнем танковом заводе в Огайо – Lima Army Tank Plant, он же Joint Systems Manufacturing Center

Танки. В США не осталось заводов, способных производить танки (есть единственный танкоремонтный завод, на котором модернизируют Абрамсы на базе сделанных в 1980-х годах корпусов. Новые корпуса не производятся: нет поставщиков брони и утерян технологический процесс). В США нет разработчиков танковых орудий, на Абрамсе стоит пушка немецкой фирмы Рейнметалл. В США не осталось производства газотурбинных двигателей для Абрамсов, замена двигателей идет из оставшихся ремкомплектов. В начале 2000-х предполагалась замена этих двигателей на новые LV100-5, но что-то пошло не так, и в 2022 году МО США еще "разсматривает возможные варианты" замены (на самом деле LV100-5 оказались довольно неудачными, а альтернативные либо сильно дороже, либо ничуть не лучше).

[Уточнение редакции «ВП». Про танки, всё-таки, автор не совсем прав. Президент Трамп не дал закрыть последний завод по их производству, что «на ладан дышал». Вот полезная информация из аналитического доклада М.В. Хлюстова «Танки в современных конфликтах. Обзор применения основных боевых танков за последние 20 лет», М., 2013:

«…Массовое производство танков "Абрамс" свернуто к 1989 году. В настоящее время в сухопутных войсках США находятся 4,5 тысяч "Абрамсов", еще около 500 в Корпусе Морской Пехоты. На резервное хранение выведено до 3 тысяч "Абрамсов". Военное ведомство, считая такое количество ОБТ избыточным (запаса хватит как минимум на ближайшие десятилетие), отказывается закупать "Абрамсы" до появления новой модификации танка, прошедшего коренную модернизацию. Появление такой модели планируется только к 2017 году. Пока же в Пентагоне считают наиболее целесообразным модернизацию имеющегося парка.

Конгресс США ежегодно выделяет средства на поддержание минимального уровня производства 50-70 танков в год. Во времена массовых серий выпуск танков был в 10-12 раз выше.

За этим стоит нежелание закрывать производство, тем самым потерять целую отрасль. Консервация завода Lima Tank Plant (штат Огайо), и подержание его в годном стоянии обойдется в 3 миллиарда долларов. Что не гарантирует возобновления работы из-за потери специалистов. Закрытие завода чувствительно отразится на состоянии рынка труда и финансировании этого автостроительного региона, прилегающего к Детройту, в настоящий момент переживающего упадок, граничащий с бедствием.

Учитывается и экспортный потенциал. В настоящее время "Абрамс" эксплуатируют еще 5 стран – около 1800 единиц. Последняя крупная поставка – 140 штук армии Ирака осуществлена в 2011 году. Американский ВПК старательно "пропихивает" этот танк на рынки вооружений.

Не последнюю роль в сохранении производства "Абрамсов" играет неопределенностью будущего танков как вида вооружений, что означает возможную потребность возобновления массового производства. Политики не хотят отказываться от проверенного почти за целый век надежного "средства стратегического" сдерживания и "большой дубинки", не получая адекватного средства взамен.

Руководство США буквально навязывает Пентагону закупку "Абрамса", цена которого на сегодняшний день достигла 7,5 миллионов долларов. Политические игры вокруг этого танка длятся более 20 лет, что сказывается и на освещении в СМИ информации о его боевом применении. В частности, искажаются или скрываются данные о реальных потерях "Абрамсов" в Ираке. Практически безнадежно поврежденные танки возстанавливаются, в том числе по соображениям престижа. Разумеется, здесь движут не только соображения имиджа, стремления "подправить статистику", но и сугубо экономические расчеты.

В нормальной ситуации сильно поврежденный танк подлежит списанию и замене на новый из армейского резерва. При этом движение финансовых средств минимально, производственные мощности не задействуются. При возстановлении сильно поврежденной машины загружаются работой и получают дополнительное финансирование танкоремонтные заводы и частично основное производство. Происходит скрытая дополнительная закупка "Абрамсов". В пересчете к статистике потерь за время боевых действий в Ираке это добавляет еще минимум 10 единиц в год. Эксплуатационные и боевые качества таких машин после капитального возстановления очевидно более низкие по сравнению с новыми ОБТ. Но и полная утилизация "Абрамса" требует разукомплектования (или полного захоронения в специальных хранилищах) многослойной брони, с включением пластин с обеднённым ураном, что тоже складывается в немалые затраты.

Падение имиджа "лучшего в мiре танка" отрицательно сказывается как на экспортных возможностях, так и на настроениях избирателей, чье мнение конгрессменам приходится учитывать. Поэтому ежегодно на покупку "Абрамсов" расходуется в среднем по 500 миллионов долларов, что, по мнению американских военных экспертов, является безполезной тратой средств…»

Кстати, несколько лет назад англичане закрыли свой последний завод, производивший танки, причём начали его разбирать на металл. – ред.]

Радиоэлектронная аппаратура. Ну, тут я только приведу всего одну свежую новость:

"Defense firm L3Harris Technologies says it bought back and cannibalized its own radios to meet customer demands amid shortages of computer chips and some components.
 The company and others across multiple sectors have been hampered by a semiconductor shortage that stretches back nearly two years."

[перев. - Оборонная фирма L3Harris Technologies заявляет, что выкупила и переработала свои собственные радиоприемники, чтобы удовлетворить запросы клиентов в условиях нехватки компьютерных чипов и некоторых компонентов.

Компания и другие компании во многих секторах столкнулись с дефицитом полупроводников, который длится уже почти два года.]

То есть довольно знаменитая среди понимающих людей фирма "Харрис", многие десятилетия снабжавшая вооруженные силы США средствами связи, вынуждена скупать устаревшие изделия собственного производства, чтобы выпаивать из них радиодетали для установки на новые... постойте, это же США, а Бербок говорила, что выпаивают детали русские... Хотя понятно: раз уж американцам приходится, то, значит, и русским тоже.

Про кораблестроение я вообще говорить не хочу, потому что американцы сами всё сказали много раз: нет нужного количества судоверфей у них, и создать их быстро невозможно.

Короче, повторить то, что было сделано в 40-х годах, США не смогут технически, потому что ресурсов-то (не сырья, а именно производственных мощностей) нет.

По материалам интернета, в т.ч. aftershock и др.

 

Ещё по теме:
1. Россия разсекретила «плащ-невидимку» из плазмы для крылатых ракет
2. Украинское ВПК – реалии и фантазии
3. В Петербурге спустили на воду корабль пр. 22800 «Тайфун» - оценка проекта
4. Сергей Недорослев: «Россия – инженерная страна»
5. Тихая капитуляция. Премьер Медведев подписал план продажи портов, НИИ и центра радиоэлектронной борьбы
6. «В споре виноват умнейший» Академик Владимир Фортов, интервью
7. Две с половиной тонны топлива в секунду

Комментарии

Комментарии не найдены ...
©® VeraPravaya.ru 2016 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Яндекс.Метрика