дискуссионно-аналитический православный сайт
Имя или номер ( регистрация ):
Пароль ( забыли пароль? ):

О конституции, поправках и некоторых церковных мнениях

О конституции, поправках и некоторых церковных мнениях

Эпиграф:

Сидит ворона на суку, в клюве сыр.

Лиса:

- Ворона, ты пойдешь голосовать за поправки?

Ворона:

- Да!!!

Сыр выпадает, лиса хвать его и бежать.

Ворона сидит и думает:

"Вот я дура какая... надо же было сказать "нет"!

 

Идёт голосование…

На самом деле многие принятые поправки – вообще не дело конституции, как основного документа страны. Они полностью относятся к типу «подзаконных актов», т.е. могут быть/могли быть приняты правительством вовсе без изменений конституции прежней. По крайней мере сделать всё это давно ровно ничего не мешало. Таковы суть всякие социальные новшества: гарантия индексации пенсий, пресловутые горячие завтраки и мн. другое. Творцы нового документа, похоже, не совсем понимают, что такое конституция. Она вовсе не заменяет и не дополняет некие законы из прочих кодексов. Она должна чётко разграничивать сами границы применения властью к гражданам силы, и сам механизм ограничения гражданами самой этой своей власти. Именно в этом смысл конституции! А не в том, чтобы записывать в неё какой пол должны иметь супруги. Уж это странность. Хотите нравственности? – так поставьте гнусные извращения просто вне закона! Зачем это в конституции? Это же выглядит в ней откровенно как «фиговый листочек», простите…

Далее. Сама двусмысленность многих формулировок. Так, запись что «дети являются приоритетом государственной политики» (ст. 67; 4) можно понимать, а, следовательно, и выполнять совершенно по-разному! Так, например, при введении принудительных прививок или чипирования – это может оказаться прямым инструментом для силового отъёма у родителей детей, которые по разным причинам (начиная от того, что они профессионалы-медики, и понимают всю глупость творимого – до религиозных соображений) отказывают давать своих детей на такие эксперименты. И никакого (!) разъяснения, как видим, в данной статье нет. «Дети – приоритет государственной политики? – Да! – А вы противитесь этой политике. Т.ч., извольте: деток нам отдавать, а в случае сопротивления – сами понимаете… Ибо вы сопротивляетесь самому государству…» Ведь у нас ювенальная юстиция, фактически, уже и так введена в законодательство, причём безо всякой конституции. Мне хочется спросить: люди, вы за это голосовали?

Надо подчеркнуть, что таких общих, расплывчатых мест достаточно много. Понятно, что в таких пафосных текстах, как данный, всегда присутствует некий общий множитель за скобками «за всё хорошее – против всего плохого». Но ведь именно способ дальнейшей реализации всего проводимого и покажет: что именно хотели и чего добивались её заказчики? Какой подлинный, зачастую неафишируемый, смысл власть вкладывает в сохранение себя у руля – тот, в итоге, результат мы и получим.

Весь тот ажиотаж про «Русский народ» в конституцию – чем кончился? Да ничем. Там упомянут русский язык, как «государствообразующего народа» (ст. 68; 1), но не более того! А вся чушь про «многонациональный союз равноправных народов», что тянется ещё с ленинских закорючек – всё на своих местах… А ведь народ, который образовал государство – и несёт за него ответственность! И его решения, и его здесь права – должны быть приоритетны. Не туземцев, которых много веков спустя сюда взяли, а именно этого народа. Тем более, что и по нормам ООН ( > 66,6 %) и даже более жёстким ЮНЕСКО ( > 80 %) – РФ является безусловно мононациональным государством, по всем нормам международного права. И что? Да ничего!..

Главное же вообще другое. Вся программа тотального контроля над гражданами (так наз. цифровизация), которая помимо всяких там конституций и её норм (хоть старой, хоть новой), принятая недавно, пока вся страна сидела «под домашним арестом», – является однозначным ущемлением гражданских свобод и прав на личную жизнь. Это абсолютно ясно! И в конституции, по факту, нет никаких реальных гарантий наших свобод, кроме общих слов, никак не прописан реальный механизм их защиты.

По всей пресловутой теме с так называемой «колониальной статьёй» (ст. 15, п. 4) – юристами дан ответ давно, скучно повторять. Вот самый простой разъяснительный текст[1], ещё годовой давности, когда об изменениях конституции, как все знают, и речи не было. Всего страничка, там всё понятно. Поэтому агитацию против неё на уровне домохозяек, глоткой, что так недавно нас оглушала – и разсматривать нет смысла.

Примечательна бравурная добавка о «наследовании СССР» (ст. 67; 1). Хотелось бы понять: какой её смысл, чего именно хотят наследовать авторы поправок? Долги СССР, между прочим, мы все и так унаследовали. И выплатили, кстати. А вот те долги, что должны были другие страны нам, как СССР – почему-то сплошь наши власти им простили. А ведь это многие десятки миллиардов долларов, ещё тех долларов, 1980-х гг., т.е. сейчас, считай, – сотни миллиардов! А что это всё значит? А это масса – сотни тысяч! – нерождённых русских детей, невыученных русских студентов, а значит – недополученных учёных, врачей, инженеров, учителей, наконец – рабочих… Это – масса сгинувших русских деревень, непостроенных заводов и городов, дорог, портов, аэродромов и мостов, кораблей и самолётов… И ведь что примечательно: ровно никто из этих щедрых нынешних «прощателей» – этих денег тем африканцам и арабам не давал, это не его деньги, а как раз-таки деньги всего нашего народа! Причём именно Русского народа, раз за все огромные долги Союза платила именно РФ. То был труд народа, а не функционеров партийных или спецслужб, эти-то, как раз, никогда никаких материальных ценностей не создавали! Так с какой стати эти временщики «прощают» внешним то, к чему сами отношения не имеют? Это что за фокусы? Чем это принципиально отличается от памятной всем реплики из любимой народом кинокомедии: «Что? Кемска волость? Да забирайте…» Ничем! И что ещё примечательно. Ведь можно спросить: а что, эти наши должники были такие нищие, с них нечего взять? – Ничего подобного! Ровно наоборот: у них масса весьма дорогих и уникальных сырья и продуктов, полезных ископаемых, портов и баз, и масса всего ещё. Так почему это не переходило в собственность России? Те же Лурдес или Комрань – вообще можно было забрать навсегда, как «заморские территории», за такие долги. Нет, ничего подобного не происходит. Зато переходят значительные суммы на зарубежные счета разных деятелей РФ…

Получается, мы объявляем себя преемником государства, которое было вдвое больше нашего нынешнего по численности населения. Хорошо, а оставшееся население – оно имеет какое-то отношение к СССР? А к его теперешнему преемнику?

Напомню, что сам СССР – никаким «наследником» Российской Империи себя не объявлял, ни в коем случае! Ровно наоборот: всячески подчёркивалось, что большевизм не считает себя никаким правопреемником исторической России, а что это именно некое образование «с чистого листа». Хотя все остальные цивилизованные страны, заключавшие в 1920-30-х гг. с ним договора, понимали, что это полный вздор. Поэтому внесённые ныне в конституцию (ст. 67-1, 2-3) слова о «преемственности», «исторически сложившемся государственном единстве» и «исторической правде» звучат горькой иронией, если не издёвкой. Нынешняя Россия утратила свою государственную и христианскую колыбель, свои природные земли и массу природного населения – а мы себя убаюкиваем какими-то благостными баснями. При этом наследником Российской Империи – что было бы куда более логично – мы себя не объявляем. А почему?

Так от СССР вы чего наследовать хотите, господа демократы, поясните? Неприкосновенного любимого консервированного Ильича в зиккурате-мавзолее? Со всей его сворой в идолах и топонимике, оставив это неприкосновенным? Ведь строй СССР – это прежде всего идеология! Недаром в самом его названии не было России и даже намёка на неё. СССР – это, прежде всего политический строй, а не государственный. А у нас тогда сегодня какой, если вы объявляете себя наследниками прежнего коммунизма?..

То, что больше всего раздражало либералов – «обнуление» – автора этих строк безпокоит как раз меньше всего. Здесь гонору человеческому противостоит воля Божия, непреодолимая никакими ухищрениями. Лопнет у тебя сосудик в голове, ну – и всё, вот и обнулились… Православные помнят историю царя Навуходоносора, поэтому особо переживать нам не стоит. Было такое, недавно, бешено русофобское правительство Польши – и вот, как-то, разом его не стало. И можно сколь угодно по этой теме вопить, рыдать, обвинять берёзки в терроризме, но ведь понятно – это же не без воли Божией произошло…

В некотором смысле моя позиция вообще вне этой ситуации с конституцией, хочу подчеркнуть. Я и не истеричный противник поправок, и вовсе не их сторонник. Я отношусь ко всей этой пропагандистской шумихе ровно также, как ко всемiрной истерии по коронавирусу. Ибо я знаю абсолютно точно: НЕ ОТ НИХ изменится – если изменится вообще – наша жизнь.

А народ шутит…

Всё определяет отношение народа к власти – и власти к народу. Верит народ власти – или нет? Верит власть народу – или нет? И, что самое главное: обмануться в этих вещах практически невозможно. Это даже стороннему внимательному наблюдателю, приехавшему в страну, быстро будет понятно.

Как в своих истинных намерениях власть относится к народу – я сказать, разумеется, не могу, ибо к власти отношения не имею. Но вот как народ относится к власти – знаю вполне. Причём не какая-то там «системная оппозиция» – я с ними не знаком, никогда не общался, даже толком не знаю, чего они хотят – а именно самые обычные люди среднего круга и достатка. А отношение, как правило, очень простое: и чего ещё нам эти зажравшиеся хищники [я ещё предельно цензурно выражаюсь] приготовят, какие гадости? Какие налоги, штрафы, поборы, законы – и т.д. Причём, что примечательно, – это ведь не сиюминутное «настроение», вовсе нет! Это уже многолетнее отношение к этой, типа «своей», власти. Причём, надо подчеркнуть, что все эти простые люди прекрасно понимают: они никак её не выбирают, эту самую «народную» власть. Тот механизм, по какому очередные «слуги народа» оказываются у руля и кормушки – ни в малейшей степени не подвластен влиянию самих этих простых людей. Вот и всё.

Кстати, один из маркёров помянутого доверия власти к народу – это свободный оборот оружия в стране. Который и был исторически в Российской Империи до 1917 г., если уж говорить о возвращении к каким-то «историческим традициям», что довесили в новой конституции. И свобода на оружие остаётся во многих странах, но преступность от этого там не растёт. Ровно наоборот: в тех странах где в недавнее время произошёл запрет на свободный оборот оружия – число тяжёлых преступлений и насилий резко выросло[2], причём больше всего – со стороны мигрантов. А что в этом смысле у нас?

Большевистская власть началась с известных ленинских истерик: «…расстрелы за хранение оружия»[3], «…расстреливать за каждую найденную винтовку…» и пр. Обезоруженный народ не в состоянии противостоять государственному террору, это ясно показали ленинские и сталинские годы. А нынче, при демократии? А у нас оружие теперь у криминала, прежде всего этнического, – но никак не у народа. А ещё у нас теперь, кроме полиции, появилась и немалая Росгвардия, и всё это помимо любых конституций. У нас что – спецслужб не хватало? Она против кого, может быть кто-то объяснит?..

Сегодняшнее возбуждение от поправок пройдёт быстро, как после любого шоу, вроде выигранного матча. И что дальше? А мне абсолютно ясно, что будет дальше, тем паче, что урок этот народу уже преподавался. Так, зимой-весной 2018, перед очередными выборами, сколько все СМИ трещали об «обновлениях», новых горизонтах, которые «вот-вот» откроются и было прочих надежд и восторгов. Чем кончилось? А тем, что новоизбранный предложил «нового» премьера, а тот «новое правительство»… Народ – поначалу просто лишился дара речи, вскоре, впрочем, она полилась – но из соображений цензуры повторять не могу. А уж когда «новый» премьер стал «новых» министров в ГД предлагать – на хохот прорвало уже и депутатов, прямо на телетрансляции того междусобойчика… Что у нас дальше было, какие «радужные перемены»? Пенсионная реформа?

Нет, слава Богу, народ у нас по-христиански отходчивый, незлопамятный (даже те, что неверующие) – так что всё благополучно списали и забыли. Оно и лучше.

Иными словами – не от писанного закона в России формируется право и порядок, то ещё наши великие русские классики заметили. А от волеизъявления государственной силы. Напомню, что в СССР и на конец 1930-х гг., и на середину 1970-х гг. – были две совершенно разных политики внутри страны и обращения с собственным народом: в первом периоде – просто людоедская, а во втором – прямо-таки травоядная... Но сама конституция, при этом, была абсолютно одна и та же, так называемая «сталинская»! Так что дело на Руси вовсе не в писанном законе! А в «государевой» воле и элементарной порядочности тех, кто этим законом рулит и для чего именно он его использует.

Короче: только в том случае перемены в жизни России и народа реально произойдут, если сама власть захочет, наконец, изменить и своё отношение к России, и своё отношение к народу. Если этого не будет, все эти поправки – пустая бездарная затея. И не важно совершенно, будет там госсовет, хурал, рада, диван... Да хоть синедрион, от перемены мест слагаемых – сумма не меняется. Ибо всё будет только как в басне Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь…»

*       *       *

Поскольку сайт наш православный, то поразмышляем о голосовавшем священстве и, главное, за что они голосовали. Нет, понятно: клир такие же свободные граждане страны, как и все, могут волеизъявлять сколь угодно. Речь не о том. Но о куда более важных вещах.

Перемены в Церкви идут очень медленно и, порой, они даже не очень заметны в жизни одного взрослого поколения. Но, если посмотреть внимательнее и пошире, мы увидим серьёзные проблемы.

Так, уже неоднократно мне лично приходилось слышать, причём от маститых добрых пастырей (не от каких-то зелёных семинаристов или явных наёмников, заметьте) такую мысль. Дескать: «никогда ещё (NB!) Церковь в России не была так свободна, как в нынешние времена, ни при каких прежних правителях». Т.е. понятно, что имеется в виду царское время, а не какое-то иное. Имён говоривших специально не называю, но передаю смысл их слов абсолютно точно. Что это означает? Давайте подумаем вместе.

Для начала предельно кратко обрисую состояние нашей Православной Церкви в царское время:

ни один закон государства не мог не только противоречить заповедям Божиим, но и канонам Церкви;

вся Церковь, включая архиереев и архиерейские дома, монастыри, все духовные академии, семинарии, училища, низшие школы и приходы – находились на содержании государственной казны;

храмы и монастыри безусловно (!) были свободны от любых поборов и налогов, более того: они имели, порою, довольно приличные земельные участки (как и лес, рыбная ловля, и т.д.), которые могли как сдавать в аренду, так и обрабатывать, и продавать с них полученный продукт, ничего не платя с этого в казну; так и городские храмы могли иметь доходные дома, с дохода от которых не платили ничего никому, и т.д., всего не перечислить;

за счёт государственной казны (более всего) по всей Империи строились храмы;

за счёт государственной казны велась огромная миссионерская работа в самой Империи, на её окраинах и заграницей; во многих городах Европы и Америки были построены православные храмы; велась огромная миссионерская работа в Китае и Японии (создана Японская Православная Церковь); фактически содержался Св. Афон; Святая Земля, одна треть (NB!) нынешнего Израиля, – стала к 1914-му г. частной собственностью (!) Палестинского Императорского Общества, т.е. фактически Российской Империи;

наконец, пожалуй, всё же главное: в Империи Православная Греко-Российская Церковь была господствующей. Этот термин означал то, что именно она, и только она, имела абсолютное и исключительное право учить народ; остальные исповедания, пусть и признанные допустимыми – не имели права заниматься прозелитизмом в православной пастве, фактически – паства именно охранялась от совращения в лжеверия силой государства.

На этом можно бы поставить точку. Хотя ещё много можно сказать: и об огромном православном книгоиздании и переводческой деятельности в Империи (всё, понятно, за счёт госказны), и об огромных изследовательских работах в области искусства и археологии[4], и о духовной цензуре (в т.ч. и не только над духовной литературой), и т.д. Но, думаю, сказанного вполне достаточно, чтобы хотя бы в общих чертах получить себе представление о положении Церкви при Благоверных Царях.

Теперь вернёмся в наше дивное время.

Ныне наша РПЦ живёт в состоянии «отделения Церкви от государства», чего во Франции, Италии и др. странах добивалось много веков радикальное масонство. С чьими стремлениями боролась, соответственно, в те же века христианская государственность Европы, считая необходимым сохранять прямое воздействие своих христианских конфессий на общество. И даже сегодня, кстати, во многих странах Европы, куда более успешных, во всех отношениях, чем РФ – нет того отсечения Церкви от государства, что есть у нас.

Что на практике означает это «отделение»?

Ну, во-первых, то, что ни один собственно церковный документ, тем более заповедь или канон – не имеет в государстве вообще никакой силы, ни малейшей. Например, законно венчанная в Церкви пара, прожившая долгую жизнь, – вообще в глазах власти не является никакой семьёй, и всё личное имущество одного из супругов, в случае его кончины – благополучно отойдёт в собственность государства, как бы ни возражала оставшаяся в живых половина. И это наипростейший пример из возможных.

При этом должна была бы быть справедлива «транспарентность», как любит выражаться президент, т.е. когда при этом и ни один документ государства – тоже не должен иметь в Церкви никакой силы. Но – не тут-то было! Мы уж не говорим про советское время, когда прессинг на Церковь был запредельный, и обойдём вопрос с ИНН, а просто обернёмся на последний сезон. Как только власть свистнула: «закрыть храмы!» – тут же наше священноначалие отдало под козырёк и захлопнуло храмы перед прихожанами. Извините, но всё это и означает, что Церковь как раз и находится в серьёзной степени пленения…

Во-вторых, и это куда поважнее документов – ни на каких моральных нормах Церковь в обществе не может не только настаивать, но даже робко их предлагать. Так, когда недавно был снят и показан на всю страну запредельно клеветнический богохульный фильм о прославленном в РПЦ святом (!) и в пастве Церкви началось серьёзное возмущение этим издевательством, от культуртрегеров АП последовал окрик: «Молчать! Хорошая кинá! И его высокопервосходительству понравилася! Эта искуства! А тварец – он могёть! Он в своём праве…» – в Чистом пер. умылись, пробормотав пастве, что, де – ну, это же тонкая вещь, возможны трактовки, вы же понимаете… Т.е. половой тряпкой надавали нам, православным, по сусалам – а мы все утёрлись. А на закуску похабника-режиссёра власть ещё и наградила, дескать – вот вам, нюхайте. Чтоб знали, кто здесь моралью командует…

Да, по обоюдному согласию церковной и светской власти раз в год собирается массовка под вычурным названием «Всемiрный русский народный собор». На мой, лично, взгляд – пустая и безплодная затея, с единственной целью: похвалить друг друга, как персонажи басни Крылова. А после – расходятся жить каждая сама по себе, что благополучно делали и прежде. Ибо, как мы прекрасно видим, нравственности и христианской совести у госвластей от этого междусобойчика не прибавляется ни на йоту.

Если говорить о правовой части, то, по сути, мы имеем сейчас всего лишь исполнение того советского законодательства, которая ещё та власть декларировала, но не исполняла. Да, гонение на верующих прекратилось. РПЦ вернули многие насильно отнятые некогда храмы (большинство – было просто уничтожено), но в виде руин: нравится – копайтесь, возстанавливайте!.. Недаром Святейший Патриарх Алексий II сказал некогда по этому поводу: Церковь ограбили дважды – первый раз в 1920-1930-е годы, а второй раз – сегодня, вернув нам несметное количество руин. Но многие верующие не понимают, в реальности: каково юридическое положение их храма, в который они ходят и всех святынь в нём! А оно суть таково: всё это – принадлежит государству. Это «передано в безсрочное безвозмездное пользование», но не в собственность Церкви[5]. А каждый, кто жертвует в храм, например, икону – на самом деле, юридически, передаёт её государству. И большинство великих наших святынь продолжает оставаться в музейном плену. «Хочешь Спаса посмотреть – покупай билетик, проходи…» При этом, необходимо добавить: РПЦ сейчас по статусу в РФ – полностью равна любой секте, хоть христианской, хоть какой языческой – ибо все религии в РФ равны[6]. Это – штрих, в напоминание о господствующем положении Церкви некогда в Империи.

Возвращаясь к сравнению РФ и Империи, понятно: никаких иерархов, семинарий, церковных школ, монастырей, приходов – нынешнее государство РФ вовсе не содержит. Все выживают как могут, только за счёт пожертвований прихожан. А всё обезпечение церковного аппарата и его нужд – высасывается с низовых приходов, причём сегодня эта проблема дошла до серьёзного внутрицерковного напряжения. Но то не тема обсуждения в данном случае. Я здесь лишь подчёркиваю ту принципиальную разницу, что есть в положении Церкви сейчас и в царское время.

Пожалуй, с финансовой и правовой стороны разницу состояний нашей Православной Церкви в Российской Империи и в РФ мы проиллюстрировали в избытке. Думаю, любой думающий человек всё поймёт, а захочет – узнает больше самостоятельно[7]. Но не для сравнения материальных благ и юридических прав мною был поднят этот вопрос и в начале темы дана цитата священства о «свободе». Я приглашаю всех посмотреть на происходящее под иным углом зрения. Потому предлагаю отвлечься от вышесказанного, и начать разсмотрение с иной точки отсчёта.

Народ… Народ сегодня, краткий итог. Народ здорово спился за прошедшие после «освобождения» 100 лет, к концу советской власти и в ельцинское правление – был самым пьющим в мiре. По самоубийствам, убийствам (особенно с учётом «пропавших без вести», которое в таком количестве есть только у нас) в те же годы – у нас практически не было равных в мiре. В новое время, за прошедшие 30 лет, по общему вымиранию населения, социальной несправедливости, нищете простых людей и одновременно запредельному богатству узкого слоя властной «элиты» – РФ также мiровой лидер. По числу убежавших из страны мозгов, причём лучших – нам нет равных в мiре. По подростковому суициду и детской наркомании – тоже. Аборты – вообще можно считать «советским национальным достоянием», ибо именно большевистская Совдепия их первая в мiре разрешила, внедрила, а потом ещё навязывала. Что это значит, когда за счёт социальной медицины (т.е. за счёт всех налогоплательщиков) делаются аборты? Это значит, по той коммунистической логике, что беременность – это болезнь, вдумайтесь. И после этого мы будем удивляться, что Россия лидирует по вымиранию населения? Ведь не менее 100 млн. наших детей было убито за этот век – это, считай, 3-4 Великих Отечественных войны, вот какие потери!! – а сколько бы родилось ещё от них, это же геометрическая прогрессия… Причём бормотание власти о том, что де, «ничего сделать нельзя» – враньё. Та же Польша, освободившись от коммунистов, просто законодательно запретила аборты – и всё, плевать они хотели на мнения всяких блудников. Почему? – да потому что это противоречит христианской морали, так аргументировали, и точка. А ведь они для нас еретики, латиняне… А у нас, зато – на абортивных материалах ещё и немалый бизнес делают, т.е. вообще процветает каннибализм! Про это все знают, и в РПЦ, всё с ведома властей – и всё тихо… Так кому Бог и Его заповеди дороже?

Всё перечисленное прекрасно известно, потому нет смысла это долго и подробно описывать. Нам важно тут иное: а Церковь на это как реагирует?

Ведь доведение страны и народа до такого состояния – невозможно без прямого соучастия властей. Если непредвзято смотреть на происходящее со стороны можно прийти к страшным, совершенно крамольным, мыслям: о том, что Русскому народу объявлена война, с одновременным захватом его собственности, земли и ресурсов. Причём, вовсе не каким-то там госдепом или мiровым сионизмом, нет, зачем – своей собственной властью. Ибо все принимаемые в РФ законы совершенно систематически направлены на одну цель: на дальнейшее закабаление простого человека, на всё большее затруднение ему свободы трудиться и зарабатывать, учиться, воспитывать детей и процветать. При этом, одновременно, распространению греха, во всех его проявлениях – от разврата до насилия и коррупции – законы не только не препятствуют, но, фактически, оставляют их всё более и более безнаказанными. Т.е. в такой ситуации можно говорить о прямом содействии греху, его распространению и пропаганде, со стороны государственных властей. Это я утверждаю именно с христианской точки зрения, а не политической.

Это мы говорили ещё о нижнем уровне, состоянии бытовой жизни граждан. А на высших уровнях, например, в макроэкономике, теми же законами специально созданы условия для облегчения ограбления страны, для свободы невероятных финансовых махинаций и спекуляций, для создания условий, когда хищник (в т.ч. иностранные корпорации) может «по закону» поглотить действующие предприятия, их обанкротить, уничтожить – и власть, при этом, практически всегда на стороне злодеев. Примеров знаю не счесть, т.ч. углубляться в тему не буду. Вывоз капитала, как всем известно, из РФ продолжается десятками и сотнями млрд. долларов каждый год, уход в офшоры от налогов любимых властью олигархов вообще «норма» – и никто никогда за это не наказан. А украдёшь велосипед – 3 года колонии получишь как миленький.

Знают ли пастыри обо всём этом? Разумеется. Ибо они, как правило, куда лучше информированы, чем типичный обыватель. А о состоянии души обычного человека в повседневной жизни – тем более, ибо многие десятки лет принимают исповеди своих прихожан. Потому неоднократно приходилось слышать яркие проповеди, дескать: «Мужиков уже нет, осталась одна слизь, на диване с пивом… И семью создать не может, и детей воспитать не может, и работать не может… И чего ты сюда принесла своё мясо?..» – и прочие подобные одухотворяющие педагогические наставления… Т.е. понятно, что пастыри переживают за народ, порой пытаются дать хоть какой-то душеспасительный пинок, постараться вывести душу из духовной спячки и безсмысленной пустой жизни. То есть гибельное для вечной жизни состояние преобладающей части народа, да и своих прихожан – опытный пастырь прекрасно понимает, здесь для него всё предельно открыто.

Но далее мы видим странное противоречие – возвращаемся к означенной цитате. Оказывается, этот страждущий народ – не воспринимается этим мнением клира как Церковь. А под Церковью ими, видимо, понимается некое собственное корпоративное «лицо». И уже не жизнь народа, а именно условия бытия этой корпорации и понимаются ими как состояние Церкви в данном месте и в данную эпоху. И получается: то, что власть делает с народом – это одно. А то, как власть обращается с церковным клиром, какие даёт ему льготы и прочие условия для жизни – это совсем другое. Потому и оценка государственной власти Церковью, в данном случае, не от анализа обращения её с народом и страной в целом – а именно от обращения с тем узким слоем клира, какой есть на сегодня в РПЦ (а это в РФ примерно 20-25 тыс. человек).

Представим себе на минутку армию, в которой только командный состав, от фельдмаршала до сержанта, – считает себя армией. А состояние рядовых для них неинтересно, потому что они… ну, они всё равно где-то там есть, куда они денутся? Можно ли полагаться на такую армию? Может ли она успешно воевать и победить? Думается, даже излишне ставить такой вопрос.

Мы видим, что поддержка государственной власти РФ от священноначалия РПЦ и старших чинов нашего клира – просто зашкаливает. Это не надо никому доказывать, то очевидный факт. Но на этом фоне необходимо напомнить другой факт, для нас, православных мирян, – более чем очевидный. Думаю, для немалого числа пастырей – тоже. Последний десяток лет (понятно, по времени то – примерно) началось всё возрастающее, как бы повернее выразиться, скажу так – отрицание безусловной руководящей духовной роли Русской Православной Церкви как исторического носителя Истины и правды. Появляются из каких-то щелей омерзительные «общества атеистов», реинкарнация «союза воинствующих безбожников», значительно усилились в СМИ и обществе не столь, даже, нападки, сколь пренебрежение Церковью, как институтом. Всякие дремучие, запредельно идиотские, неоязычники стали кучковаться вместе с леворадикалами и невежественнейшими неокоммунистами, которые тоже плодятся, как поганки осенью. И везде там – чёткая антицерковная пропаганда, ибо вся эта шушера активно шастает в интернете.

Но, наверное, самое печальное то, что патриоты, которых в России предостаточно, постепенно перестали видеть в Церкви своего союзника в деле вытаскивания Родины из той пропасти, в которой она находится. Ибо стало понятно: священноначалие РПЦ абсолютно устраивает своё собственное положение в сложившейся ситуации. А потому никакого сочувствия тем, кто в том или ином виде захочет изменить систему власти в стране, оно не окажет. Понятно, что никакого гласного возмущения этим сервилизмом патриоты не высказывали – бóльшая часть из них сами православные – они просто перестали в этих вопросах на Церковь надеяться. От РПЦ, в некотором смысле, на это также последовала реакция: патриоты, как некое общественное явление, в их глазах «перестали существовать».

Отдельно стоит сказать о монархистах, которые православны все, без исключения. Фактически, хотя и негласно, монархические взгляды для руководства РПЦ сегодня – скрытый признак нелояльности. Недаром именно кадетское парижское богословие постепенно входит в семинарские и академические курсы как доминирующие дисциплины. А в курсах истории там особый упор делается на критике именно Синодального периода, смышлёные семинаристы уже знают, как им правильно отвечать, чтобы позже не было проблем с устройством и карьерой… То, что сами наши святые XVIII-XIX веков нигде не критиковали синодальный строй – никого не смущает. Соответственно, некоей богословской антитезой естественному природному монархическому сознанию в Церкви – является именно экуменическое богословие, активно навязываемое ныне в духовных школах. Стоит оговориться, что рядовой служащий клир РПЦ, особенно старшего возраста – как раз имеет, в основном, симпатию к монархическому сознанию (только вслух перед начальством того не говорят) и совершенно не приемлют никакого экуменизма. Но то – старшее поколение. Каким будет новое поколение пастырей – со временем узнаем. Интересно заметил один из надсмотрщиков над РПЦ в советское время, бывший шеф Комитета по делам религий при Совмине СССР, ещё живой: мы долго занимались селекцией духовенства, чтобы получить такое, какое нам нужно – а теперь от них ждут «духовного возрождения». Оставим эти слова без комментариев.

Так вот, монархисты понимают отношение к себе трезво. Для них, зачастую, общей позицией является та, что нынешнее церковное руководство – плоть от плоти верные духовные наследники «Февраля», т.е. тех тогдашних архиереев, кто способствовал свержению Монархии и ничего не сделал для того, чтобы эту измену верхов предотвратить. При этом, разумеется, само нахождение в пастве РПЦ и сама благодатность совершаемых таинств – ни в коем случае не ставится под сомнение. Т.е. грех Февраля считается безусловно крайне тяжким, но именно грехов нравственным, а не догматическим. Но главное иное: мы видим, что некая, условно, «симфония» с нехристианской властью – для наших сегодняшних церковных первоиерархов предпочтительнее (!) чем жизнь в Царстве православного Помазанника Божия, по крайней мере это совершенно не скрывается. И это, несомненно, тоже «знамение времён», скорее, всё-таки последних, нежели расцвета веры…

Вот каковы, если очень кратко, результаты неписанного «конкордата» нынешней власти РФ и верхушки РПЦ. Ни к какому сплочению народа вокруг Церкви, естественно, это не приводит. Что будет дальше сказать довольно сложно. Ибо события церковной жизни этой весны – это кризис такой силы, какого ещё не было у нас никогда.

Конечно, приведённое мною мнение лиц о «благоденствии Церкви» – это отнюдь не общее мнение у нашего клира. Но опасность именно в том, что данные авторитетные Высокопреосвященство и Высокопреподобие являются наставниками молодого духовенства, деятельно учащими его и, несомненно, их взгляды будут влиять на умы и формировать будущих пастырей. А ведь это, даже чисто исторически, полная ложь. Но, всё-таки, самое главное в этой их мысли совсем другое: это прежде всего, иное, чем ранее, понимание самой Церкви и, как такового, блага и зла для неё. Потому что по этой логике оказывается, что народ-то – может вымирать и погибать. А для Церкви, как института – всё замечательно, «а нам не каплет»…

Вот, если кратко, что можно сказать о прошедших событиях. Просили дать отзыв многие, но я решил не портить утренник и высказаться после. Тем более, что поправки и так были приняты, по закону, давно и от наших голосов народа в этом малопонятном (юридически) деянии уже ничего не зависело.

В заключение хочу сказать так: друзья, не разстраивайтесь, если вас опять обманут. Нам, согласитесь, к этому за прошедшие 100 лет не привыкать. Уж к чему-чему, а к этому у нас точно сложился общенациональный иммунитет. Главное – не обманывайте сами себя, вот где начинается утопание души. И молитесь Христу, от Него всё спасение и разумение. Ибо «не надейся на князя, на сына человеческого, в них же несть спасения», а Господь наш всегда и ныне той же. Похоже, грядут времена, когда только непрестанная молитва будет спасать от безумия и смерти.

Москва, 22 Июня (05/VII) 2020. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского

Александр Махотин,

главный редактор сайта «ВП»

 

[1] См.: https://zen.yandex.ru/media/vzglyad/vse-li-v-poriadke-so-statei-154-konstitucii-rf-5cea8d827f585100b32199b2?utm_source=serp

[2] См. подробнее: http://www.verapravaya.ru/forum/all_1/topic_63/

[3] Ленин, ПСС, т. 50, с. 142 и др.

[4] Не могу не добавить: после турецких и персидских нашествий XVI-XVIII вв. – долгое время древние разорённые храмы Грузии, жемчужины их архитектуры, находились в заброшенном или руинированном состоянии. При этом особого рвения их возстанавливать у местного населения не было. Так вот, опять же за счёт русских средств в конце XIX – нач. XX вв. начинается их возстановление из руин. Как и соседних храмов Алании.

[5] Есть небольшие нюансы. Например, редки, но есть случаи, когда на купленной в частную собственность (в т.ч. в собственность Церкви) земле – строились храмы, и он оказывался, таким образом, собственностью Церкви. Но это абсолютно единичные случаи (как храм Живоначальной Троицы на Каширском шоссе в Москве).

[6] См. ФЗ № 125, ст. 4, п. 1.

[7] Эти темы нами более подробно разсмотрены в статье: Свободы Церкви и пути народа - http://www.verapravaya.ru/forum/all_2/topic_37/

Комментарии

Комментарии не найдены ...
©® VeraPravaya.ru 2016 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Яндекс.Метрика