На днях отмечалась дата прорыва и полной ликвидации блокады нашей северной столицы в Великой Отечественной войне. Дата, безусловно, важная и событие, несомненно, памятное и скорбное. Но, как часто у нас бывает, мы не ищем ответа на сами духовные причины постигших нас несчастий, вполне удовлетворяясь в объяснении их либо поводами внешними, либо, чаще, и вовсе обвиняя в наших бедах кого-то иного, пришлого.
|
Протяженность 662 братских могил, только зимой 1941-42 гг. – 20 км! Более 0,5 млн. человек только во рвах на Пискаревке...
|
Жертвы блокады колоссальны. До сих пор нет ответа: сколько жителей города на Неве погибло? Цифры до сих пор плавают от более полумиллиона – до двух (по причине скопления в городе к сентябрю 1941-го большого неучтённого числа беженцев из соседних областей и пригородов). Официально: «16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках, 632 253 погибли от голода» - гласит документ под названием «Сведения городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о числе погибшего в Ленинграде населения»[1]. Но это документ того периода, напомним, когда Сталиным было заявлено после Второй мiровой войны, что общие потери СССР в ней составляют 7 млн человек. Вот, дословно, та цитата Сталина, «честнейшего» из большевиков, которую его поклонники так не любят сегодня вспоминать: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек»[2]. Хотя на тот момент он точно знал, что потери как минимум вдвое больше: уже в начале 1946 г. Сталину была известна цифра в 15 млн погибших по результатам работы комиссии кандидата в члены Политбюро, председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского. Которого через несколько лет по указке Сталина разстреляют (со всей тогдашней ленинградской верхушкой: молох 3-х революций требовал себе ещё жертв…)
Вообще история с нашими жертвами в Великой Отечественной по своему цинизму запредельна. Именно на этих цифрах, как ни на чём другом, видна ложь власти собственному народу. Ибо лишь 16 лет спустя (!) после окончания войны, 5 ноября 1961 г., Хрущёв в письме шведскому премьер-министру Т. Эрландеру отметил, что прошедшая война «унесла два десятка миллионов жизней советских людей»[3]. Ещё через 4 года, 9 мая 1965 г., в день 20-летия Победы, Брежнев в своей речи уже публично сказал, что страна потеряла «свыше 20 миллионов человек»[4].
При этом, надо подчеркнуть, что именно жертвы блокады – самые большие потери гражданского населения на такой крохотной локальной территории не только на территории СССР и во II Мiровой войне, но и вообще за все войны во все времена. Никогда нигде не было такой гибели гражданского населения во всей мiровой истории.
Но говоря об итогах Второй Мiровой войны и её расплатах по счетам вечности перед Богом, нельзя забывать ещё об одном. Да, возставший на Помазанника Божия Петроград был наказан трижды очень больно: голод и «красный террор» 1918-1921 гг., «кировское дело» 1934-1935 гг. и блокада 1941-1944 гг. – выбили почти всех участников февральской измены. А выжившие дети – своим горем и, зачастую, страшной судьбой сполна отплатили за грехи родителей. Но и Германия, так удачно «вложившаяся» своим золотишком в российских сатанистов с их пресловутыми «пломбированными вагонами» – также излиха выпила, в итоге, чашу гнева Божия. Возмнившая о своём мiровом господстве и в 1940-ом одним лёгким движением захватившая почти всю Европу – она, почти на полвека разорванная и униженная, также заплатила за то своё краткое торжество огромную цену. Нынешние немцы, по многим признакам – лишь разновидность «гомо советикус», также растворившиеся в общеевропейском «колхозе», как и большинство народов Европы, некогда представлявших из себя что-то яркое, самобытные и интересное. Впрочем, это совсем другая история…
Ниже мы публикуем проповедь петербургского священника Алексия Успенского о блокаде и её духовных причинах. Сказанная много лет назад – она ничуть не устарела, всё также призывая нас к покаянию и осознанию сути нашей истории.
Александр Махотин
* * *
Блокада – это расплата за измену, трусость и обман 1917 года
Петербургский священник о духовном смысле Ленинградской блокады
Последний раз на тему Ленинградской блокады случилось мне высказаться в Московском парке Победы[5]. Слово было посвящено прорыву Блокады накануне праздника Крещения Господня. Поскольку слово вызвало реакцию как бурную, так и разнообразную, я рад сегодня вернуться к этой теме.
Блокада! Что это было, зачем это было? За что, в конце концов, «колыбель трех революций» почти три года была зажата в тисках голодной смерти? Многие светские историки и простые люди скажут, что это глупые вопросы, и вообще их ставить нельзя. По-своему эти люди правы, они не склонны искать в истории высшего священного смысла. Они привыкли видеть события, так сказать, в горизонтальной проекции. И тот объёмный взгляд, которому нас учит священная история Ветхого и Нового Заветов, им недоступен.
Как можно судить их? Никак. Существует, правда, один «мостик», на котором могут сойтись обладатели обоих взглядов в отношении Великой Отечественной войны: война эта была названа священной. И не потому, что так распорядилась большевистская пропаганда. Весь народ чувствовал в ядре своем, что призван положить на алтарь Отечества жизнь свою и душу, и всё, что у него есть. А это как раз и наполняет человека тем высшим смыслом, который освящает его жизнь или смерть. Священной была война для нашего народа, священной была и Блокада для ленинградцев. Нельзя не видеть верующему человеку, что её прорыв совпал с праздником Крещения Господня, а Победа совпала с пасхальными днями и с памятью Великомученика и Победоносца Георгия в мае 1945-го. «И пусть ведет вас к победе Великомученик и Победоносец Георгий», - так написал в своем последнем обращении к войскам в марте 1917 последний русский Император. И победа пришла, только не в 1917 и не в 1918, а через 28 лет ценой, которую и сейчас трудно себе представить.
О чем говорят такие совпадения? На этот вопрос можно ответить и таким образом: да, ни о чём, просто совпало, да и всё! И хватит морочить людям голову. Тех, кого такой ответ устраивает, можно было бы попросить не читать дальше настоящую публикацию. А мы тем временем продолжим.
Осада городов и их блокада – явления, обычные для войны. Одни города сдаются сразу, другие сопротивляются, бывает, и подолгу, а потом сдаются, а есть города, которые не сдаются никогда. Их могут сравнять с землёй, что называется «заподлицо», все их защитники падут, но не сдадутся. Таким был, например, Иерусалим, когда в 70-м году от Рождества Христова легионы Тита и Веспасиана после долгой осады сравняли город с землёй, оставив только три башни в назидание потомкам. Но не прошло и семидесяти лет, как потомки эти подняли новое восстание против римлян. Они дрались отчаянно, они верили, что сам мессия ведёт их в бой, что они не могут не победить, потому что это их священная война. Кончилось это их полным поражением, их лишили жизни, а оставшихся в живых лишили отечества.
Никто в здравом уме не может обвинить этих людей в отсутствии любви к Родине. Их героизм и самоотвержение в борьбе против оккупантов достойны восхищения. И здесь хочется спросить – за что? Почему осаждён был священный город, и голод там был такой, что матери убивали детей своих? Почему под самый корень истреблялся целый народ и изгонялся с земли, на которой жил веками? Почему Христос за 40 лет до разрушения Иерусалима сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 23: 37; 24:2). Через 40 лет не только сам Иерусалимский храм будет разрушен, но и само то место, где Он стоял, будет перепахано. А последующие попытки возстановления ни к чему не приведут. Почему? Надо ли спрашивать? Отвергнув Спасителя, иудеи захотели собраться под крылья Бар-Кохбы, лжемессии, который пришёл во имя свое. Они говорили, что чтут Бога, но не знали Его. К ним пришел истинный Царь Иудейский, а они изгнали, убили Его и сказали Пилату: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоан. 19, 15). У них было отечество – земля
|
Иерей Алексий Успенский
|
обетованная, но они лишились его.
Ну, а мы, русские люди, многим ли мы лучше древних иудеев? Давайте посмотрим, как мы обращались с нашей верой, Царём и Отечеством. Почему кровь, пролитая за одну и ту же Родину на одних и тех же полях, сразу и лишь в четверть века имеет для нас разную цену? Почему невозможно представить в современном Израиле улицу Тита или проспект Веспасиана, или в Германии – Борманштрассе или Гитлерплац? А у нас не то что улицы, а целые города до сих пор носят имена убийц нашего народа. Почему никому не приходит в голову обвинять Христа в безволии, слабости и недальновидности в отношении ближайшего ученика-предателя? А Николай Второй виноват у нас, что он не распутал вовремя заговор внешних и внутренних врагов! Притом ещё, что не являлся прозорливцем, и вообще был не Богом, а человеком. Бывшие подданные Российской Империи, как прежде иудеи, обвиняли своего Царя направо и налево в преступлениях, которых он не совершал. Как иудеи, они истязали и клеветали на него, изгнали и травили его. И, наконец, как и иудеи, они отдали его в руки палачей.
Надо ли дивиться, что Иерусалим был разрушен, надо ли дивиться, что «колыбель трех революций» 900 дней расплачивалась жизнями горожан, по 300 дней за каждый бунт, голодала, леденела, истекая кровью, почти три года за измену, трусость и обман 1917 года. Мне публично сказали, что таким своим утверждением я плюю в лицо блокадникам и защитникам города. Сегодня говорят так. Но если бы в осаждённом Иерусалиме кто-то публично заявил, что город постигла кара за распятие Иисуса Христа, его бы, несомненно, побили камнями. А в блокадном Ленинграде за всё вышеизложенное как минимум поставили бы к стенке. Но я родился в этом городе, я люблю его и хочу понять его судьбу, как бы это ни было больно. Я говорю это не от лица Церкви, а говорю как житель этого города. Оба моих деда сражались за него, а отец умирал в Блокаде. И от их лица я могу сегодня сказать: Благословен Грядый во имя Господне! Благословен Бог, водами крещенской Невы омывший грех мятежного некогда царствующего града! Благословен Бог, милующий и питающий нас, хотя бы и через тонкую ниточку дороги жизни! Благословен Бог, дарующий Победу над врагом, не отнимающий покаяние от чад своих! Благословен Он во веки. Аминь.
Иерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала.
Информационное агентство «Русская линия», 08.09.2009
[1] ЦГА СПб, Ф. 8357. Оп. 6. Д. 1108 Л. 46-47
[2] «Правда», 1946, 14 марта.
[3] Международная жизнь. 1961. № 12. с. 8.
[4] Политическое самообразование. 1988. № 17. с. 43.
[5] См.: https://rusk.ru/st.php?idar=180894