дискуссионно-аналитический православный сайт
Имя или номер ( регистрация ):
Пароль ( забыли пароль? ):

О цели установленія Царской власти. Письмо Прп. Максима Исповедника

2
Администратор
19 марта 2020 в 01:14 20515 просмотров

О цѣли установленія Царской власти.

Письмо преподобнаго Максима Исповѣдника (†662 г.)

Прп. Максимъ Исповѣдникъ. Древняя фреска

Ты требовалъ, чтобы я написалъ тебѣ, почему Богъ опредѣлилъ нѣкоторымъ людямъ владычествовать надъ подобными себѣ людьми, тогда какъ всѣ люди имѣютъ одинаковую природу и всѣ въ одинаковой мѣрѣ причастны оной. Не вдаваясь въ излишество, я изложу кратко все, чему учили меня о семъ предметѣ мудрые и святые Мужи.

Неложное Писаніе открываетъ намъ, что человѣкъ, по благодати сотворившаго его Бога, получившій власть надъ всѣмъ видимымъ міромъ, послѣ того, какъ по злоупотребленію извратилъ естественное направленіе духовнаго своего существа, по праведному суду Божію подвергъ тлѣнію какъ самаго себя, такъ и весь міръ. Посему всякій человѣкъ, не исключая никого, подверженъ во время многотрудной и многоплачевной жизни сей, отъ непостоянства ея, происходящаго отъ неразумія и безпорядка составляющаго ее вещества, бѣдствіямъ, сопряженнымъ съ нею. И это Господь установилъ премудро; именно Онъ хотѣлъ, чтобы мы, узнавъ по бѣдствіямъ жизни, безумно любимой нами, сколь вредно пристрастіе къ ней, удостовѣрились, что для насъ полезнѣе оставить ее, нежели проводить, и, утвердившись въ равнодушіи къ ней, презрѣли непостоянные видимые предметы, а вмѣсто ихъ возлюбили неизмѣняемые мысленные предметы.

Но поелику мы, не смотря на безчисленныя бѣдствія, какія претерпѣваемъ въ продолженіе ея, не перестаемъ любить ее; то всеблагій, премудрый и благопромыслительный Господь учредилъ между людьми Царскую власть съ тою цѣлію, чтобы предотвратить то зло для жизни, которое имѣетъ произойти отъ своеволія, т.е. чтобы люди не истребляли другъ друга, подобно рыбамъ морскимъ, не имѣя начальника, который бы могъ удержать сильнаго отъ нападенія на слабѣйшаго. На семъ основаніи въ родѣ человѣческомъ по необходимости учреждена Царская власть, и люди, одинаковую имѣющіе природу, раздѣлены на начальствующихъ и подчиненныхъ, дабы первые руководствовали покоряющихся законамъ естественнымъ, и наказаніями обуздывали нежелающихъ по надмѣнію ума покоряться имъ, и такимъ образомъ оказывали всѣмъ правосудіе, опорою коего служатъ страхъ и любовь, и которое, не смотря на различныя склонности людей, утверждаетъ повсюду миръ и тишину; чего не было бы достигнуто, если бы страхъ не удерживалъ чернь отъ безумнаго стремленія къ беззаконію и не заставлялъ ее силою жить мирно, подобно людямъ благоразумнымъ; ибо страхъ заставляетъ неразумныхъ противъ воли дѣлать то же, что разумные дѣлаютъ произвольно, по убѣжденію.

Вотъ какъ научили меня судить о цѣли учрежденія между людьми Царскаго достоинства; и это Ученіе я признаю истиннымъ и объясняющимъ существо дѣла. Что касается до другой причины, по коей, какъ свидѣтельствуетъ св. Писаніе, учреждено оно; то ее постигнуть могутъ, по моему мнѣнію, только чистые умы. Впрочемъ и помянутая причина не противорѣчитъ цѣли св. Писанія, потому что и оно говоритъ, что когда Израильтяне отказались имѣть Царемъ своимъ Самаго Бога; то Онъ дозволилъ имъ избрать изъ среды себя Царя, дабы отъ безпорядковъ безначалія не произошло многоначалія, которое можетъ произвести пагубное для всего рода человѣческаго смятеніе, безъ правителя опредѣленнаго Богомъ, который силою убѣжденія склонилъ бы къ миру тѣхъ, кои способны слушаться его, и силою власти наказалъ злодѣевъ, съ умысломъ извращающихъ въ себѣ противоестественными навыками врожденное понятіе добра.

Намъ же да дастъ Господь усердіе быть подъ владычествомъ Его, и исполнять животворящія заповѣди Его; и да даруетъ достойно уважать Царей земныхъ, царствующихъ по Его волѣ, и исполняющихъ Его божественныя повелѣнія.

Напечатано «Воскресное Чтенiе», 1845 г. № 16,

*     *     *

Прп. Максим Исповедник – один из выдающихся святых, защищавших Православие от ереси. Был момент, когда на Востоке Империи он один противостоял ереси монофелитства, которую на протяжении долгого времени еретики-архиереи во главе с патриархами Сергием и Киром, совратившие в неё и императора Ираклия, пытались закрепить в Церкви. Сам же Св. Максим, будучи ещё до ухода в монахи близок к императору (он был его первым секретарём, недаром в 656 г. император Констант писал о Максиме: «Он был близок к моим предкам и почтен ими»), пытался противодействовать ей. Уже позже, когда ересь стала доминировать в Византии, он уходит сначала в Африку, а потом в Рим, который в то время был православным и не поддался этой ереси. В Константинополе же следующие патриархи-еретики Пирр, Павел и Пётр продолжали распространять нечестие, вовлекши в ересь и нового императора, внука Ираклия Констанса.

Среди всех византийских святых Прп. Максим, пожалуй, наиболее претерпел гонение от императорской власти. При этом надо добавить, что Прп. Максим не был сторонником идеи императорского сана как священного, в смысле относящегося к церковной иерархии (хотя мысль, что императорская власть наделяет ее носителя и достоинствами священства, встречается у других святых). На своём суде в Константинополе, когда его привезли в оковах из Рима и на него всячески клеветали, от отвечал:

«Изследовать и определять догматы веры есть дело священнослужителей, а не императоров, потому что им предоставлено и помазывать царя и возлагать на него руки, и совершать таинство Евхаристии, и предстоять алтарю, и совершать все прочие Божественные и величайшие таинства.»

В частности, из его жития видно, что он своим обвинителям указывал на семь собранных по царскому повелению церковных соборов, которые утверждали богопротивные и еретические догматы, и, в то же время, указывал на Собор, собравшимся Св. Отцами [где председательствовал Свт. Григорий чудотворец] без царского повеления, но утверждавших догматы истинные [хотя этот Собор был до Миланского эдикта]. Этим он защищал Римский Собор Св. папы Мартина-исповедника, собранным тем вне царского указа в Риме для осуждения ереси монофелитов.

В великих скорбях и мучениях прошли последние годы жизни Прп. Максима. Его мучители, архиереи и императорские сановники, как видно из допросов преподобного, в основном хорошо понимали истинность его исповедания веры. Справедливости ради стоит сказать, что сам по себе этот вопрос наиболее сложен. Ибо поздние монофелиты соглашались и с двумя природами и с двумя волями во Христе, а спор перешёл в довольно тонкую грань различения «действований». Это уже во многом вопросы высокой философии, а не просто толкования Священного Писания.

В любом случае, главное что пытались вменить святому – это непослушание императору. Именно вокруг этого, как хорошо видно из жития Прп. Максима, составленного его учеником, во многом вертится повод для его обвинений и изгнаний. И тем интереснее письмо о царской власти, которое здесь приведено.

(Гл. ред. А.М.)

Ещё по теме:
1. Ответ на видео-выступление Германа Стерлигова, обвинившего греческую и российскую Православные Церкви в отпадении в латинство в XV веке
2. Римо-католический папизм – главные отличия от Православной веры
3. Монархисты, Монархия и современность.
4. Тайна Державной иконы и её истолкование
5. Аще кто вакцинолюбив..!
6. Г.Е. Распутин перед судом современного общества (часть 1)
7. Г.Е. Распутин перед судом современного общества. часть 2. (окончание)

Комментарии

Комментарии не найдены ...
©® VeraPravaya.ru 2016 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Яндекс.Метрика