Тайна Державной иконы и её истолкование
В этот день, 2 марта 1917 года, ещё до получения взбесившимся тогдашним российским обществом известия об отречении Государя Николая Александровича от Престола государства Российскаго, в Москве чудесным образом была обретена Державная икона Пресвятой Богородицы. О том традиционно упоминают в этот день на проповедях служащие священники. Но некоторые из них, горе-«богословы», так поздравляют свою паству с этим событием, дескать, «с этого дня Божия Матерь Сама взяла в Свои руки бразды правления в России – и мы с тех пор находимся под Её державным покровом».
Вовсе нередки в этот день в проповедях священников пассажи, вроде: «В тот день случилось великое чудо – Сама Царица Небесная стала царицей над русской землёй! И что может быть выше этого? И что нам мечтать о каких-то царях, когда мы такого счастья сподобились?..» А некоторые энтузиасты ещё и добавляют в таком духе: «… - Поэтому не нужен нам никакой царь, Сама Богородица села на трон России и теперь нами управляет!..»
|
Явленный 2 марта 1917 г. чудотворный образ Богородицы «Державная»
|
К сожалению, это не глупая шутка. Приходилось многажды слышать такое на службах в этот важный и роковой для России день.
Прямо сказать, такая дерзость подобных толкователей немало изумляет. Во-первых, мягко говоря, не стоит начинать говорить от лица Пречистой – за что и когда Ей браться. Надо думать, Она без подобных советчиков вполне обойдётся. Но главное даже в ином: в полном невежестве подобных риторов о нашей истории. Ведь именно начиная со 2 марта 1917 г. (15 нов.ст.) – всё в тогдашней ещё Российской Империи (юридически!) – стало просто разсыпáться в хлам! Началось такое обрушение всего и вся, какого вообще никогда не было в России. Даже Смутное время с тогдашними предателями-боярами отдыхает, у тех было хоть какое-то рациональное зерно: жадность и приспособленчество к ситуации. А крах весной-летом 1917-го был просто феноменальным, распоясалось ВСЁ, об этом масса свидетельств выживших и вскоре погибших.
И что же, это и есть благодатный результат «управления» Россией Пресвятой Богородицей? Доселе монолитная и непобедимая в веках Российская Империя начинает сыпаться под воздействием отнюдь не внешних врагов, а самых мерзейших из человеческих ничтожеств – как карточный домик. У народа, от князей до холопов, слетают всяческие нравственные тормоза: первые бегают как паяцы с красными бантами и орут, как им плохо жилось при «кровавом царском режиме», а вторые начинают грабить всё и всех подряд, таща в свои хаты из барских усадеб то, что им заведомо не может понадобиться никогда… И это всё – что, происходит с благословения и «покрова» Божией Матери? Это до какой же степени отсутствия страха Божия надо дойти, чтобы плести такой вздор?..
Но 1917 год оказался ещё «цветочками» по сравнению с последующими годами и десятилетиями! Народ равнодушно предал своего Св. Царя с Царицей и детьми на смерть инородцам, Божии храмы уничтожал десятками тысяч, осквернял образá, убивал монашество и священство, и массово богохульствовал. И как можно после всего этого говорить, что это «Матерь Божия воцарилась над нашим народом»? А ещё началось на Руси тотальное детоубийство в виде абортов, видимо общее число убитых за прошедший век младенцев – около 200 млн. человеческих душ.
Неужели «власть над Россией Богородицы» – некая премия или бонус за всё перечисленное,? Она что, и ныне продолжает править нераскаянным народом, из которого лишь малая часть посещает храмы и большая часть делает аборты?
Избави Бог нас от такого «богословия»!
Признаем, сам духовный смысл явления иконы «Державная» остаётся, по сути, нераскрытой тайной. Ведь у Пречистой в руках – символы царской власти. А самое удивительное: Богомладенец благословляет кого-то в стороне от себя, как бы уходящего, а не даёт благословение тем, кто находится перед полем иконы (что на иных, привычных нам, иконах ранее было всегда) – см. приводимый на рис. к статье оригинал иконы. Примечательно, что на современных списках «Державной» – этот момент как раз зачастую «исправляется» иконописцами: часто приходится встречать такие её новые списки, где Богомладенец благословляет как бы именно стоящих перед образом. А этим нарушается и искажается смысл иконы.
Впрочем, если говорить о современных списках иконы – надо признать в большинстве случаев и вообще непонимание иконописцами самого духа её первообраза. Так, Пречистая в своём явленном исходном образе – на очень тёмном фоне, почти грозовой туче. Держава лишена креста, лик Пречистой скорбен и строг. Вместо же всего этого сегодня массово рисуют жизнерадостные поделки, называя их «Державная»: лики на золочёных образах едва не сияют радостью, держава с крестом – софринские пряники…
При этом на явленной чудотворной иконе, обнаруживается ещё один примечательный момент, который также не понят, или на который не обращают внимания: неканоническое изображение Бога-Отца в виде старца. Что формально в иконописи было запрещено Собором, хотя периодически, надо признать, в последние пару веков, не без влияния Европы, нарушалось... Но! – как же понимать, что чудотворный образ – одновременно неканоничен? Может ли быть «неканоничным» то, что послал нам Сам Бог? Пишу это потому, что мне действительно, вживую приходилось сталкиваться с людьми, которые хулили образ Причистой «Державныя» и отрицали его святость «яко неканоничен».
Ибо вот, здесь мы видим удивительную параллель с Евангелием – а Тот, Которого послал Отец, не есть ли господин и субботы? Каноны – это всегда «суббота»! Но Христос – не господин ли субботы? Ответ очевиден. И надобно вспомнить ответ Самого Спасителя, что Он дал иудеям на их возмущение нарушением субботы Его учениками (см. о колосьях)? А Он привёл им в пример Давида – т.е. первого, в полноте благодати, Помазанника Божия! Как он «нарушил субботу» – вошел и ел во святилище хлебы предложения «и дал, иже бе с ним» (Мф. 12,4; Мк. 2,26 и др.). У нас мало кто понимает, о чём здесь вообще идёт речь.
А речь то здесь о том, что Помазанник Божий – от первосвященника, по отношению к Богу, ничем не умален, что он имеет всю ту же самую полноту благодати (!), что имеет и первосвященник. Ибо, если бы то было не так – наказание Давиду было бы молниеносным, как левита Озы, всего лишь поддержавшего могущий упасть на дороге Ковчег Завета (в доме отца которого тот долго даже хранился, напомним!) (см. 2 Царств. 6; 6-7). Но мы видим, что всё наоборот, читаем: «И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные. Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа…» (2 Царств. 6; 17-18, выделено нами - А.М.). Иными словами – абсолютно всю полноту жреческого служения (как выразились бы мы сегодняшним языком – Литургию) – полностью имеет от Бога санкцию совершать Помазанник Божий.
А теперь давайте посмотрим: в чём же была претензия первосвященников по части субботы, и какой ответ даёт им законный Помазанник Божий Христос Иисус? А Его ответ этой почтенной корпорации в том и состоит, что священническая власть Его, как законного Помазанника Божия «от колена Давидова» – выше их власти первосвященников от колена Левитова. Но они этого – категорически не признают!
|
Один из типичных современных «списков» иконы "Державная", имеющих мало общего с оригиналом
|
Возможно, многим это будет не совсем понятно, но именно этот евангельский пример, как видим, – отнюдь не первый «звоночек» в церковной истории, где левиты воюют на Помазанников Божиих. Какая-то сила подзуживает их уничижать и похищать себе функции Помазанников Божиих, после же победы над Помазанниками – присваивая их себе. Т.е. наш многострадальный Февраль – имеет перед собою ещё почти трёх тысячелетнюю, в большинстве своём – сокрытую от народа (простецов из народа Божия) тихую войну…
Данный пример – не только самые сжатые пояснения (на примерах Св. Писания) духовных первопричин Февраля, но и попытка достучаться до наших любителей каноничества: как Сын Человеческий, так и Помазанник Божий – «есть господин и субботы». Эта демонстрация свыше, прямо от Бога, неканоничности чудотворнаго образа – может быть также и прообразом того, что вся дальнейшая жизнь Церкви в будущем, после переворота, также, возможно, будет в преизбытке своём «неканонична». Ибо те малоописанные, до времени, нарушения её «каноничности» в ХХ веке, хоть РПЦ, хоть массы отколовшихся от неё самостийных поместных «колобков», каноничность большинства которых мы, как раз вопреки всем канонам, признаём, показывает: мы спасаемся отнюдь не каноничностью в дисциплине церковной иерархии. Но лишь милосердием Божиим, которое готово терпеть даже «каноничность», извращённую в открытую тиранию тайных еретиков. Но и в этой многослёзной ситуации благодать Божия, как видим, не оставляет Церковь – ради «остатка верных»!..
Поэтому все разговоры о «неканоничности» чудотворного образа представляются сегодня никчёмными придирками оторванных от церковной реальности мечтателей. Конечно, уйти в церковную мечту сегодня – много легче, чем жить в нашей реальной земной Церкви, с этим трудно не согласиться. А следом уйти в некий, уже отнюдь не виртуальный, раскол – в мечтательно «чистую» юрисдикцию. Но в том и состоит наш крест, чтобы принимать всё, промыслительно посланное нам, в том числе и наказание Божие через падение части клира в крайне тяжкое состояние, выразимся мягко. Надо признавать: мы достойны того в Церкви, что мы имеем. Без понимания этого – мы не поймём своего места перед Богом. И в чём мы должны перед Ним покаяться…
Вернёмся к образу Державной.
Кто же это, кого благословляет Христос и кого мы не видим? Кого и на что Он благословляет?
Ведь обстоятельства обретения Образа известны: ни о каком подлоге, дескать, её «заранее приготовили» – не могло быть и речи.
И почему позже, за обнаружение списков этой иконы, большевики в годы своего воцарения в стране людей непременно разстреливали? Ведь, обратим внимание: ни за какие другие иконы такой сатанинской лютости не было!
И тут у меня невольно возникает довольно неожиданный вопрос: а не понимали ли большевики уже тогда смысл этой иконы даже лучше многих современных батюшек? Которые знают, что тема Монархии для верхушки в патриархии – является той самой «верёвкой в доме удавленника». А потому её на проповеди надо обойти-объехать любой ценой, пусть даже и искажением здравого смысла…
Ведь сатанизм коммунистов, особенно их первого помёта, был абсолютно явен. А там, где есть подобная духовная близость к инфернальным силам – демоны вполне могут «подруливать» своими человекообразными пособниками, давая им такие подсказки, которые не могут поддаваться естественной человеческой логике. И, похоже, в данном случае, мы встречаемся именно с такой ситуацией. Почему?
Бесы не воюют с тем, что им не опасно. Им нет нужды лишний раз обнаруживать себя. Следовательно, образ Пречистой «Державный» – сразу представлял из себя для тёмной силы некую особую, нам пока недоведомую опасность. В чём же она может быть? С чего может быть такая демонская злоба на кусочек дерева, покрытый краской – а ведь именно так обязано воспринимать икону материалистическое сознание, не так ли?
А это может быть только в одном случае. Если от этого образа, от тех смыслов, которые в нём до времени сокрыты – исходит для сил тьмы большая опасность в будущем. Т.е., иначе, это пророчество о чём-то, нам пока неведомом. Но это – несомненно уже заложено в неисповедимых путях Промысла Божия! И само исполнение этого события неизбежно, то – лишь вопрос времени, сроков и полувремени, которые, как мы знаем из Писания, неведомы ни людям, ни бесам…
И мне лично думается, что только с этой позиции мы можем приблизиться к тому, чтобы постигнуть те смыслы, которые Сам Господь ещё в 1917 г. вложил в святой Образ Своей Пречистой Матери. Даруя его в некую помощь и будущую подсказку Своему, «слетевшему с катушек», многострадальному Русскому народу.
Иными словами, речь идёт ни о чём другом, как о будущей власти в России.
* * *
Параллельно, напомним, есть несколько откровений, кои не оспариваются, явленных тогда же святым: Св. Митр. Макарию Моск., Св. Иоанну Кронштадтскому и послушнице Ольге, известные именно с тех пор, более века назад. В них говорится, по сути, одно: Св. Государь просит у Бога испить горькую чашу вместо своего народа, даже спорит (!) с Ним и – получает просимое. И слышится голос: «Русский народ прощён».
Как это понимать? В чём же прощение, если около 15 млн погибло и бежало только в последующие несколько лет, а потом ещё вдвое больше сгинуло от голода, в лагерях, ссылках и разстреляно, храмы Божии все почти сплошь осквернены или разрушены, убито абортами столько младенцев, выросли целые поколения несчастных, не знающих Бога, нравственности, ни даже имён и рода занятий своих прадедов? Где прощение, в чём тут оно?
Да, это тоже, пока, совершенно необъяснимая для нас загадка! Но можно ли говорить, что Бог обманул Своих святых избранников и насмехался над ними? Да не будет! Значит?..
А значит – мы просто ещё совсем не понимаем того, о чём тогда Бог дал откровение святым. И, скорее всего, то, о чём Господь поведал – просто ещё не сбылось. И ещё имеет место исполниться в своё, Им Самим назначенное, время…
Ведь здесь мы соприкасаемся с другой великой тайной, о которой, как ни грустно, мы и не пытаемся размышлять, и не стремимся её узнать. А вопрос важнейший!
Он таков: а в чём состоял подвиг нашего великого Царя-Мученика Николая II? Всего лишь в том, что он себя с Семьёй безропотно отдал злодеям на смерть? И всё?!..
Ну, таких святых, положим, в истории Церкви было немало. Но их шествие на свою голгофу никогда не было связано с событием такого космического масштаба, чтобы был прощён Богом (!!) целый народ. Так может быть образ Пречистой «Державный» является для нас ещё и ключом к пониманию сути великого Царского подвига?
Ведь если мы не сможем его понять и осознать – мы же не сможем усвоить спасительных для нас плодов этого, совершённого ради нас, подвига Государя. Как не бывает духовных плодов без христианского подвига – так, тем более, не бывает подвига без происходящих от него благодатных плодов. Ибо «не мерою даёт Бог Духа» (Иоан. 3; 34)!
Но такое впечатление, что всё это совершенно не доходит до современного сознания наших христиан. Мы можем искренне возмущаться кощунством полоскания в спирте лжицы – но нам лень включать свои мозги, когда дело касается куда более важных вопросов: о спасении и нас, и всего народа. Потому что нам даже не интересно, каким именно образом наш народ «прощён» по молитве и жертве за нас нашего великого Царя!
А пока, оперируя общеизвестными смыслами, единственно, что мы можем констатировать: не отнята ещё до конца благодать Удерживающего, как это должно было бы произойти из буквального толкования известного места из Ап. Павла (2 Фес. 2; 7), она, скорее, сокрыта до времени. И, если на то будет воля Божия, она ещё может явным образом вернуться в мiр. Вот фантазировать о том: будет ли это, когда и как – скорее всего вредно. Ибо, почти наверняка можно о том утвердительно сказать, оно будет не так, как мы в своих измученных грехом и болью душах нафантазируем.
Другое дело если мы о том с крайним смирением будем молиться. Я это особо подчёркиваю потому, что знаю многих, называющих себя монархистами, которые не без тоски ждут не столько православного Царя (как образа Христа), сколько некого гибрида сталина с «терминатором» под венцом. Они, помня известное пророчество Прп. Серафима о «крови по узду лошади», с нетерпением ждут того, кто порубает всех врагов Руси и Православия, а потом пройдётся по ним ещё раз, стирая в порошок, чтобы уж никого не пропустить... С одной стороны – да, именно такую картину нам рисует Откровение (гл. 19). Но надо понимать, что подобная расправа сама по себе не самоцель. Это лишь вынужденная мера к тем, кто уже в принципе не способен ни на какое исправление. И, рискну сказать, вряд ли такие наши страстные современники годятся для такой непростой «работы» по исполнению воли Монарха. Не повреждая душу – уничтожать врагов Божиих могут очень немногие. Потому стóит быть поосторожнее с яростными мечтами во внешне благочестивой упаковке. Как-то сомнительно, чтобы такие «молитвенные» воздыхания доходили до Господа…
Конечно, унижение, разграбление и потери Руси за прошедший век страшно велики. И некое пожелание возмездия за всё это – как следует врезать врагам России! – понять по-человечески можно. Но, если мы хотим быть в Боге… там другие измерения. И когда мы возносим молитвы о нашем будущем (а сейчас часто слышны призывы к молитве о «спасении России»), всегда надо помнить: главное, о чём нас учил молиться Сам Христос, – «да будет воля Твоя». Сюда нельзя подставлять наши страсти, наши обиды и даже нашу боль, которая справедливо может вопиять об отмщении. Прежде всего, перед такими молитвами, к жертвеннику Божию надо принести… собственные грехи! Именно их надо отдать Ему – Он для этого пришёл! Искупить нас тем, чтобы забрать у нас наше, плотское – а взамен дать от Своего, небесное! И именно так мы можем стать вновь народом Божиим, другого пути у нас и не было, и нет, и не будет.
А вот наше антимонархическое сознание, у большинства, – срочно надо исправлять. Ибо без такого сознания – ясного, трезвого, вдумчивого – во Царствии Небесном делать нечего.
Ибо в Царстве живут только монархисты. Аминь.
Москва,
2 (15) Марта 2022. Сщмч. Феодота, еп. Киринейскаго, образа Божией Матери "Державныя"
А. Махотин, гл.ред. сайта «Вера правая»