дискуссионно-аналитический православный сайт
Имя или номер ( регистрация ):
Пароль ( забыли пароль? ):

Как рождаются сказки или «Незалежная в космосе»

2
Администратор
25 августа 2019 в 18:19 13202 просмотра

Как рождаются сказки или «Незалежная в космосе»

В день независимости Украины центральные СМИ разразились неслыханным сообщением «Украина испытала космическую ракету» [выделено нами – А.М.]. Чтобы не быть голословными – приведём сию новость без купюр, а после дадим пояснения. Источники, напр.: https://korrespondent.net/ukraine/4132744-ukrayna-yspytala-kosmycheskuui-raketu?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

«Впервые за 28 лет: Украина испытала космическую ракету

Впервые за годы независимости в Украине прошли успешные испытания космической ракеты. Если дальнейшие испытания пройдут успешно, ракета сможет выводить спутники на орбиту.

В Украине впервые за годы независимости провели успешные испытания ступени космической ракеты-носителя класса Циклон-4. Об этом сообщила пресс-служба Конструкторского бюро Южное в субботу, 24 августа.

Фото: facebook.com/yuzhnoye

"Накануне 28-й годовщины Независимости нашей страны, впервые за время ее новейшей истории, были проведены огневые испытания ступени ракеты-носителя в целом - состоялся прожиг третьей ступени ракеты-носителя среднего класса Циклон-4, спроектированной КБ Южное и изготовленной на Южмаше", - сказано в сообщении.

В бюро подчеркнули, что это заключительные и важнейшие испытания перед первыми летными испытаниями третьей ступени ракеты-носителя Циклон-4, которая будет работать непосредственно в космосе и выводить спутники в целевую точку.

"Во время огневых испытаний все системы отработали отлично, двигатель степени включался пять раз, как и было запланировано конструкторами КБ Южное. Испытания признаны успешными!" - подытожила пресс-служба.»

*     *     *

Итак: что же это за событие? В какой степени оно важно, значительно, и как, в дальнейшем, может сказаться на оборонном потенциале крупнейшей европейской державы? Которая, как уверял её недавний вагоноуважатый, «имеет самую сильную армию в Европе».

И вот здесь, при всей симпатии к её народу – мы вынуждены лишь развести руками и обнажить головы. Ибо, в реальности, боевая и техническая ценность случившегося не просто равна нулю, а скорее ещё и говорит о противоположном направлении, т.е. о деградации…

Поясняем по пунктам.

Ещё более 30 лет назад днепропетровский КБ «Южмаш», которым в те времена командовал будущий 2-ой президент Нэньки Кучма, был единственным в мiре предприятием, который серийно непрерывно выпускал тяжёлые МБР. Они, к ужасу наших заокеанских партнёров, выходили с его конвейера как блины со сковороды рачительной хозяйки. Все это «сотки», вызывавшие полный ужас у Запада SS-18, и прочие тяжёлые сухопутные стратеги – как раз детища «Южмаша». На нём работали десятки тысяч человек, в большинстве – самые высококлассные специалисты на Украине, ибо производить очень надёжную ракетную технику могут, естественно, только отборные кадры. На предприятии был полный цикл сборки изделий, за исключением установки самих блоков ЯО.

Естественно, запусков изделий здесь не производили. Если учитывать степень интеграции ВПК республик СССР, она была вполне разумна. Сами стрельбовые испытания изделий всегда проводятся в такой местности, где, в случае неудачи, не может пострадать местное население. А при создании новых образцов – несколько неудачных запусков бывает практически всегда, и американцы здесь не исключение. На Украине, по причине самой высокой плотности населения в стране, их и быть не могло (кроме, разве, пусков тактических ракет в пустынных районах Крыма близ Феодосии, но то были совсем другие виды оружия). Т.ч. никакого опыта самих запусков, как и соответствующих площадок для них – на Украине не имелось нникогда.

На «Южмаше» были лишь стендовые огневые испытания элементов ракетных движков. На таких стендах делались замеры тяги, проверка и отработка систем управления, проверка видов топлива. Тяжёлые стратеги СССР в основном имели жидкое топливо; оно хоть опаснее и капризнее – но даёт больший импульс и возможность управления процессом. Поэтому и испытаний требовалось больше, чем, скажем, у тех же американцев, которые предпочитали для своих МБР твердотопливный вариант (космос – не в счёт, там у них было всё иначе).

На самом изделии самая мощная тяга всегда у первой ступени, которая даёт разгон с земли. Именно её работа является ключевой для запуска. Ибо, некий сбой в работе 3-ей ступени – может быть иногда не так опасен, и даже не сорвать полётное задание. Но сбой первой – губителен всегда, без исключения.

Вторая ступень уже, в большей степени, отвечает за будущую высоту орбиты КА. Она, после сброса самых тяжёлых движков первой ступени (это, в разных моделях, происходит от 50 до 80 км над землёй), даёт значительно облегчившему свой вес изделию тот импульс, который уже гарантированно разгоняет КА к заданной орбите и для обезпечения необходимой ему орбитальной скорости. Понятно, это объяснение здесь несколько схематично и условно, всегда есть некие нюансы при различных назначениях КА, но в целом, надеюсь, понятно.

Третья ступень на современных изделиях – это, чаще всего, фактически уже ступень для управления полётом по маршруту, т.е.: для коррекции орбиты, стыковок, манёвров, если таковые предусмотрены полётным заданием, и, в т.ч. ориентации боевых блоков при входе в плотные слои атмосферы близ цели. Т.е. это наименее мощный двигатель в КА, от которого, как правило, уже не требуется доразгон ракеты до 1-ой космической скорости. Если говорить о современных тяжёлых изделиях, то в них, как правило, применяется 2-х ступенчатая продольно-поперечная схема ступеней.

Теперь немного о самом украинском «Циклоне».

Его основа – всё те же Янгелевские ракеты «Южмаша». В зависимости от точки запуска и высоты орбит – он может выводить от 1,8 до 5 тонн полезного груза, что для боевых блоков ЯО довольно неплохо. Другое дело, что сама тема «Циклонов» была запущена на Украине ещё президентом Кучмой, почти 20 лет назад, и планировалось запускать «Циклон-4» из… Бразилии, дабы быть в своей космической программе «незалежной» от России. Ну, в принципе – на экваторе и условия для запусков получше (можно вывести на 10-12 % больше полезного груза, чем с Байконура или, тем более, Плесецка). Другое дело, что уже в 2010-х гг. – Бразилия отказала Украине в сотрудничестве, договор с ней по «Циклонам» разорвав. А когда наши братия кинулись к своим новым партнёрам-американцам – те поморщились, и тихо, чтобы свободолюбивых украинцев не сильно печалить, послали их с этим «Циклоном» куда подальше. Ибо ракет такого класса на рынке запусков хватает, лишние конкуренты, да ещё сомнительной надёжности – ни к чему. Своим производителям надо давать кушать...

Кроме того, стоит добавить, что жидкое топливо «Циклона» – весьма токсично. А это означает, что в случае катастрофы 1-ой ступени (а это наиболее частый вид аварий ракетной техники) – проблем не оберёшься. Поэтому ни одна «цивилизованная» страна к себе для запусков такое неотработанное изделие не пустит никогда (а топлива там – под 200 тонн, если учесть, что это продолжение Челомеевской серии).

Хотя, вроде бы, именно последняя 3-я ступень – и являет собой некое усовершенствование. Т.е. там большее количество запусков для маневрирования, и т.п.

Но всё это их возможное совершенство не имеет никакого смысла именно потому, что первые 2 ступени – вообще никогда не летали в космос! Ибо ни одного запуска «Циклона» за эти 20 лет так никогда и не было. Ниоткуда. Поэтому фраза из приводимого мною репортажа, я её повторю: «это заключительные и важнейшие испытания перед первыми летными испытаниями третьей ступени ракеты-носителя Циклон-4, которая будет работать непосредственно в космосе и выводить спутники в целевую точку» – являет собой чистый анекдот! Третья ступень, сама по себе, в космос никогда не полетит, если, конечно, её не отправит туда молитва патриарха ПЦУ Денисенки и его юного друга Епифана.

Всё это напоминает старую одесскую шутку: «- Мы вчера купили рояль! - Как, вы умеете играть? - Нет, но завтра придёт сосед, который покажет, как это делается…» Но здесь – есть хотя бы рояль. А в данном случае нам хвастают тем, что купили от рояля клавиатуру, и предлагают восхитится её красивыми клавишами из слоновой кости…

Мне, по-человечески, понятна попытка остатков специалистов «Южмаша» хоть что-то продемонстрировать своей власти, чтобы сохранить, опять, хоть последние крохи от своего, некогда, действительно – совершенно выдающегося, со всех точек зрения, предприятия. И даже приурочить это к «дню незалежности». Но, насколько приходилось слышать – это уже абсолютно безнадёжно, ибо поздно.

Да, мы у себя, здесь и сегодня, должны иметь мужество констатировать весьма серьёзные проблемы в аэрокосмической отрасли у России. Но, что касается Украины, можно облегчённо выдохнуть: там таких проблем уже нет. Ибо нет самой отрасли, в которой они могли бы возникнуть. То, что последние южмашевцы собрали в лабораторных условиях и запустили на стенде в виде «третьей ступени Циклона» – а хочется верить, что это действительно так – честь им и хвала. Но это не имеет никакого отношения к такому явлению, которое во всём остальном мiре называется «космической отраслью».

Она может существовать сегодня лишь тогда, когда регулярно существуют многие десятки (!) запусков в год, и их количество не падает. Только тогда страна выходит на некую самоокупаемость, и может даже что-то создавать в этой теме для будущего, творя некий научный задел для своих последующих поколений. К сожалению об РФ сегодня так сказать никак нельзя. Наша космонавтика, а тем более авиационная промышленность (которая является по научным и техническим технологиям и кадрам базой для космической) – больше похожи на барахтающегося в воде и пытающегося выплыть несчастного, но уж никак не на рекордсмена. И пока никакого просвета здесь у нас не предвидится. Ибо эти отрасли наиболее жёстко связаны с общим промышленно-технологическим состоянием экономики, чем даже все прочие. И, конечно же, нужны свежие талантливые научные и промышленные кадры…

Что же до Украины, то после утраты некоторых технологий (имевшихся, кстати, на Донбассе) и постепенного отъезда в РФ ещё остававшихся там специалистов, говорить о некоем возстановлении на ней не только современных, но даже и некогда имевшихся в советское время производственных процессах – уже не приходится. По крайней мере – в обозримые пару десятков лет. Недавнее объявление в прессе о том, что какая-то банановая республика из Латинской Америки собирается закупить на Украине её новые разрекламированные военно-транспортные Аны, вызывает лишь горькую улыбку. Ибо очевидно, что и этого, качественно и в срок (как это строго происходит в случае поставок современной западной авиатехники), на ней сделать не удастся. Поэтому лучше даже не пытаться, чтобы лишний раз не позориться.

Вот, собственно, и всё, что можно сказать об этом замечательном заголовке в СМИ, так порадовавшем обывателей в день независимости Украины…

Александр Махотин

 

 

Комментарии

Комментарии не найдены ...
©® VeraPravaya.ru 2016 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Яндекс.Метрика