Предисловие редакции.
Вопросы экономики в сознании нашей православной части общества занимают, традиционно, отнюдь не самое важное место. Представление о том, что экономическая система почти никоим образом не касается вопросов спасения души, общения с Богом, церковной жизни – наиболее часто встречаемое. Особенно сейчас, когда православные озабочены закулисным проталкиванием экуменизма, глобализацией, искусственного разрушения семейных отношений, образования и прочих прелестей окружающей нас реальности.
Но для самого окружающего нас постхристианского мiра экономические отношения и связанные с ними представления напротив, играют роль куда более важную, если не сказать – первейшую. Мiру сему, как раз, совершенно неинтересны вопросы духовной жизни, скорее, они для него внутренне глубоко враждебны. Материальные вопросы экономики и финансов – вот сердцевина его интересов. А если учесть, что силы мiра сего полностью формируют сегодня политику, законодательство и всю полноту общественных отношений, выстраивая их строго в антихристианском векторе – то станет ясно, что вопросы экономики касаются каждого из нас совершенно напрямую.
В какой степени вопросы экономики касаются христиан? Вопрос непростой и интересный.
С одной стороны – у христианина особое отношение к своим потребностям и достатку. Он знает, что находится в вечном поле Промысла Божия, и что, прежде всего, то, что он получает (в разных формах) – подаётся ему Богом. С другой стороны – человек имеет от Бога заповедь трудиться, «возделывать землю» (Быт. 2; 5, 15). Т.е. труд на благо семьи и ближних – является для христианина спасительной для души обязанностью.
При этом, сложившаяся за последний век в России, как и во всём мире, экономическая система – прямо направлена на то, чтобы лишить человека самого продукта его труда, отделить его от человека самыми разнообразными способами. Иногда то происходило в самой грубой форме, как, например, в советской системе отъятия и перераспределения, как безоговорочной «госсобственности» на все полученные результаты общественного труда. В западной системе это происходило через создание банковско-ростовщической системы и капиталистических отношений, где иным способом, «вроде добровольным», точно также человек мог лишаться и продукта своего труда, и его полноценной оплаты. Если сказать короче, то чем дальше человечество отходит от Христа – тем более нарушаются принципы справедливости и равновесия в самой системе производственных отношений, между производителем труда и его потребителем.
Данный «Манифест труда и справедливости» А.И. Рязанова как раз и разсматривает вопрос: что могут делать, как должны себя вести обычные труженики, чтобы не плыть по течению выстраиваемой сегодня повсеместно антихристианской системы экономических отношений, но возвращать эти отношения, каждый на своём маленьком месте, к человечности и справедливости. Так ли уж это невозможно, как нам, зачастую, кажется? Так ли выстроенная сегодня система непобедима? Не является ли она, говоря языком Св. Писания, «колоссом на глиняных ногах»? Можем ли мы сообща добиться возстановления справедливости не только вокруг себя, в своём малом кругу, но и в России в целом? Посмотрим, какие ответы даёт автор.
Редакция сайта «В.П.»
МАНИФЕСТ ТРУДА И СПРАВЕДЛИВОСТИ
С того момента, когда Человечество начало задумываться о Добре и Зле, о Должном и о Сущем, с тех пор, когда оно начало искать ответы на вопрос о том, что такое хорошо, а что такое плохо – с того самого времени не прекращаются споры о Справедливости. В этих спорах рождается, увы, не Истина. Рождается История Человечества. История борьбы, войн и революций. История взлетов и падений государств и цивилизаций. История возникновения мировых религий, морали и права.
Возможна ли в обществе социальная справедливость, развитие без конфликтов и потрясений? Что является яблоком раздора между людьми, классами, народами? Обязательна ли конфронтация между бедными и богатыми, между верхами и низами общества? И, наконец, Что делать?
Пора дать ответы на эти вопросы.
ГОСУДАРСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
Люди создали государство как средство прекращения «войны всех против всех». Высшая государственная власть призвана гарантировать человеку и обществу безопасность и защищенность. Отношение к собственности в наибольшей мере разделяет людей, поскольку одни её имеют, а другие – нет. Главная задача по предотвращению конфликта между имеющими и не имеющими собственности – это создание таких условий, при которых люди смогли бы между собой договориться.
Признавая, что в обществе законно сосуществуют группы людей, имеющих различные интересы и различную социально-ценностную ориентацию, государство должно суметь найти то, что объединяет людей, что может перевесить существующий между ними конфликт. По существу, это есть подход к обеспечению национальной безопасности через механизм согласования интересов и формирования целостной системы жизненно важных интересов нации, то есть – национального интереса. Без национально интереса нет национальной безопасности.
Результативной деятельность государства может быть лишь тогда, когда национальный интерес преобладает над частными, не подавляя их. В интересах социальной стабильности официальная система ценностей должна отражать систему ценностей, традиционно установившуюся в обществе. Социальная ценность – есть важное условие существования общества как такового.
Чем быстрее государство научится понимать связь между безопасностью части (частной собственности) и безопасностью целого (общества), тем быстрее будет получен ответ о возможности общественного развития без потрясений.
Защита всегда предполагает знание того, что и зачем надлежит защитить. Недостаточное осознание обществом и властью своих долгосрочных потребностей и интересов приводит к ситуации, когда безопасность какой-либо части общества достигается ущемлением интересов другой.
Поэтому монополизация вопросов обеспечения безопасности одновременно желанна и опасна для власти. Опасность возникает в том случае, если власть вольно или невольно принимает решение встать на чью-либо сторону в социальном противостоянии. Система безопасности может быть использована во вред обществу теми силами, которые смешивают безопасность власти с национальной безопасностью.
Подлинная защищенность есть не простое сохранение того, что есть, но, прежде всего, сохранение возможности развития, наиболее полного и гармоничного раскрытия потенциала целостной системы: Человек – Общество – Государство. Развитие же имеет диалектически противоречивый характер. В человеческом обществе это связано с необходимостью удовлетворения многообразных интересов и потребностей, зачастую трудносовместимых, даже антагонистических. Однако мы не ошибемся, если выделим противоречие между частной собственностью и социальной справедливостью как важнейшее, наложившее отпечаток на все историческое развитие, начиная с эпохи крушения родового строя и рождения семьи, частной собственности и государства.
История знает примеры попыток понять природу общества с позиции перманентной борьбы классов. Однако узкоклассовый подход не дает понимания диалектики взаимоотношений труда и собственности, не раскрывает причину порабощения труда, а главное – не указывает путь освобождения труда и достижения социальной справедливости через превращение труда КАЖДОГО в собственность.
ВЛАСТЬ И СОБСТВЕННОСТЬ
Государственная власть, вне зависимости от того, легитимная она или самопровозглашенная, явившаяся результатом революции или общественного договора, для себя-любимой обслуживает собственность, препятствуя межсобственническим конфликтам, лавируя между интересами разных видов собственности (и разных классов), а тем и обеспечивая социальную справедливость – разумеется, не в полной мере, а именно в той мере, которая необходима для безопасности самой власти. Но даже и эта «работа» власти полезна для общества, поскольку позволяет избежать смертельного «лобового столкновения» конфликтующей «пары ценностей» – частной собственности и социальной справедливости.
Некому, кроме государства-суперарбитра, как политической силы над всеми группами и интересами, и могущей вследствие этого действовать исходя из общих главных интересов, регулировать эти интересы. Чем более общество разделено противоположными интересами, тем больше общественная необходимость существования государства!
Государство, в деятельности которого явно преобладает классовый (групповой) интерес, что означает наличие господствующей группы, класса-гегемона, теряя легитимность части (зачастую большей части) общества, само роет себе могилу.
Достойно сожаления то государство, в котором «за каждым крупным состоянием скрывается преступление», в котором «собственность – кража».
Достойно высшей похвалы то государство, в котором собственность и социальная справедливость имеют одну первооснову – ТРУД. Труд (не только грубо физический) действительно «всему голова». Труд труженика порождает честную-частную собственность, кража преступника порождает неправедное богатство.
Власть, ты с кем? Дай ответ.
Не всякое богатство есть собственность.
Только государству по силам отменить «двойную жизнь» собственности, когда в соответствии с законами она является потенциальным правом ВСЕХ, но реальным правом НЕМНОГИХ.
Любое безнаказанное изъятие (или неправедное присвоение) собственности создает прецедент. В обществе, богатом социальными конфликтами и «переделами» собственности, снижается престиж труда, престиж собственности. В таком обществе «собственность не крепка и не уважается», в таком государстве не за горами и новые потрясения
Власть, которая забывает о своих обязательствах перед ТРУДОМ и ТРУДОВОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, пилит сук, на котором сидит.
СУДЬБЫ ВЛАСТИ И СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
«В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается» - как будто про наше время сказал философ на рубеже 19-20 веков. Насколько легче психологически отнять у того, кто сам то ли выпросил, то ли кого-то обобрал… Какое будущее у того государства, в котором сомнительность права «компенсируется» прочностью «крыши»?
Раздаривая собственность сверху, «назначая миллиардеров», власть должна понимать, что несправедливые решения в сфере собственности безнаказанно не проходят. Ещё древние юристы сформулировали принцип, в соответствии с которым собственность, изъятая незаконно, теряет право передачи, то есть, из собственности переходит в кражу. Кража – как и беда – никогда не приходит одна. Неуважение к чьей-либо собственности с легкостью оборачивается дальнейшими нарушениями прав. Временный победитель в этой порочной цепочке всегда платит дань либо союзнику-криминалу, либо – нелегитимной власти.
В конечном итоге, любая власть, поставившая себя над трудовой собственностью, оказывается наказанной. Так произошло с советской системой, которая оказалась «домом без фундамента». Почему и рухнула в одночасье, оставив тяжелое наследство в виде «инерции экспроприации», когда уже в постсоветской России возрождение трудовой собственности было попрано «прихватизацией». И этому не будет конца, пока не будет восстановлена прямая связь между трудом и собственностью.
Парадокс в том, что труд и собственность не могут быть оторваны друг от друга «по определению», так как собственность есть не что иное, как результат труда, она же и стимул труда, она же и наследство, скрепляющее связь поколений. Базисной причиной размывания духовных ценностей у молодежи является именно отсутствие эстафеты поколений. А откуда ей взяться, если старшему поколению нечего передать идущим на смену?!
Не всякое богатство есть собственность, а потому и не всякое наследство есть благо. Справедливо говорить только о «труде собственности», ведь настоящая трудовая собственность есть не только право, но и бремя, накладывающее обязанности на собственника.
Когда подрастающий сын видит, как из трудов отца, всей семьи рождается собственность, когда он сам приобщается к отцовскому делу, тогда вступление в права наследования становится продолжением жизненного трудового процесса и вместе с тем – честью. Естественно, что такой процесс прочнее всего укрепляет семейные устои, да ведь семья и родилась (исторически) вместе с собственностью и государством!
Иные последствия для вступающего в жизнь поколения имеет неправедное богатство. Такое наследство в лучшем случае проматывается, в худшем же становится базой для приращения криминального капитала.
Разрыв между трудом и собственностью – что является фундаментальным нарушением принципа социальной справедливости – остается главной угрозой национальной безопасности России. Эту угрозу, к великой скорби, не устранили ни победы русского оружия, ни мужественная борьба с иноземными захватчиками, ни социальные революции, ни построение «социализма с человеческим лицом», ни попытки создать «капитализм социального типа»...
Коммунистическая пропаганда на полторы сотни лет овладела немалым числом умов, увы, и в России тоже. Благодаря чему? Ответ очевиден. Притягательность мечты о справедливом мироустройстве. «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Логическим продолжением данного тезиса было бы не отрицание трудовой частной собственности, а, напротив, признание того факта, что её существование суть гарантия суверенитета личности, последний же – в интересах общества в целом.
Но как раз именно этот вывод марксизм и не способен был сделать. Недоверие к человеку труда, к трудовой собственности является психологической доминантой этого учения, придающей ему сектантский характер. Достаточно вспомнить памятник Марксу в Москве и высеченное на нем «в камне» изречение: «Учение Маркса всесильно, потому, что оно верно». Многие пациенты соответствующих клиник заявляют о всесилии и давно познанной Истине… Реакционная сущность этого учения состоит в том, что ставка делается на тех, «кому нечего терять», но есть кого пограбить. Может ли не имеющий ничего люмпен стать обладателем ВСЕГО? Это противоречит фундаментальному закону сохранения энергии, в общем плане действующему и в социально-экономической сфере. Проповедуемый образ действий будущих победителей в борьбе с человеком труда – глубоко деструктивен и не совместим с принципом социальной справедливости.
По результатам краткого анализа этого социалистического эксперимента можно сформулировать в общем плане Закон сохранения социальной энергии, аккумулированной в трудовой собственности.
Собственность порождается трудом и отношениями между людьми, возникающими по поводу труда. Трудовая собственность сама утверждает здоровые отношения в обществе, в том числе честь и достоинство личности. Из этого следует, что незаконное лишение человека права на трудовую собственность несовместимо с самим человеческим существованием. Такое лишение суть наихудшее проявление социальной несправедливости. В соответствии с Адамом Смитом, «лишение собственности есть потеря смысла жизни».
Потеря смысла (цели) человеческого существования может принимать как пассивную форму (когда человек начинает культивировать в себе низменные потребности, жить одним днем), так и активную – стремится силой наверстать упущенное. Сможет ли государство пресечь эти «формы болезни», усадив за стол переговоров имеющих собственность и не имеющих её?
Ответ на этот вопрос выявит истинную роль государства в системе защиты социальных ценностей, истинную меру возможностей и ответственности власти. Никакая власть не может долго править, опираясь на сугубо групповые (классовые) интересы.
В противовес долго высказываемому тезису о том, что частная собственность является постоянным яблоком раздора в обществе, мы смело выдвигаем положение о том, что источником всех бед и злоключений в обществе является монополизация собственности, а также «оправданный» историей метод защиты (захвата) собственности через революцию. Власть для собственного же блага, отказываясь от сиюминутной тактической выгоды, обязана учитывать интересы мелких и средних собственников-тружеников.
Эти стратегические интересы требуют, в первую очередь, от богатых собственников умения договариваться с менее богатыми, дабы однажды не оказаться лицом к лицу с разгневанной толпой обездоленных
Вольно или невольно собственники судятся с позиций социальной справедливости. Вольно или невольно собственность, особенно крупная, как и всё, что способно выделить её обладателя, вызывает «общественное обсуждение» (чаще осуждение). Причиной тому является неправедное богатство, которое на протяжении тысячелетий выступает зловещим «роковым двойником» собственности. Этот «двойник-призрак» вовлекает собственность и её хозяев в социальные, часто кровавые конфликты. Сама государственная власть призвана защищать собственность, но … иногда и сама не прочь и овладеть ею. Во всём нужна мера.
Конституции, принимаемые от имени народа, провозглашают, что все люди рождены равными, на все лады воспевают «принцип равного старта». Но вот незадача. Оказывается, что все права обесценены отсутствием у большинства одного: СОБСТВЕННОСТИ. У одних она есть, а у других…
Мы не провозглашаем равенство как уравниловку. Ещё Аристотель предупреждал в этой связи, что равенство может вести людей не к гармонии, а конфликтам между ними.
Многие социалисты прошлого и настоящего говорили и говорят об освобождении труда. Но что есть труд, освобожденный от материальной заинтересованности, труд, у которого нет перспективы превратиться в частную собственность труженика?
Критерием свободы или несвободы труда, наличия или отсутствия эксплуатации служит собственность, в которую превращается или не превращается труд.
Истинное равенство заключается в равной оплате за равный труд, при этом, «оплата» – это наделение собственностью. В этом и заключается подлинная социальная справедливость.
Самое опасное социальное явление – искажение природы собственности, приведшее к печальной формуле: «Собственность – это кража». Собственность – это продукт труда, её нельзя своровать, её можно только заработать. То, что своровано – не есть собственность, это краденая вещь, неправедное богатство – «призрак-двойник» собственности. В результате показных действий этого «призрака» человечество видело в собственности источник раздоров и средство унижения одних людей другими. При этом, СООБЩА все хотели собственность ниспровергнуть, но в ОТДЕЛЬНОСТИ каждый готов был ею обладать. Поход против собственности не приводит к социальному равенству или справедливости – просто собственность превращается в свою противоположность: кражу. По существу, справедливое неравенство общество меняет на несправедливое и незаконное.
Справедливое неравенство присуще любому здоровому жизнеспособному обществу, где люди знают цену труда и успеха в труде, а потому и не предаются зависти – этой «скорби о благополучии ближнего». Изначальное равенство прав у людей никогда не исключает различия результатов их деятельности. Но и само это различие в перспективе преобразовывается в новое равенство – в право и возможность состязаться с победителем. В жизни не бывает «вечных чемпионов». Но там, где «чемпион» стремится надолго (навсегда) оградить себя от конкурентов, монополизируя свои ведущие позиции, подавляя соперников, там неравенство из справедливого превращается в несправедливое.
Частная собственность суть часть целого, из которого её можно выделить. Но нельзя изъять. Она по своей сути не может и не стремится к разрыву с целым. Идея агрессивного расширения за счет целого противоречит идее частной собственности.
Без частной собственности как меры труда невозможно поставить в обществе всех и вся на свои места.
Труд одного не может создать собственность другого. В той мере, в которой капиталист выступает как организатор производства, он создает себе собственность, пусть и довольно крупную – если организатор хороший. В той мере, в которой капиталист присваивает продукт чужого труда – он присваивает богатство, но не собственность. Взаимоотношения собственников не должны переходить ту грань, за которой наступает уничтожение чьего-либо права на собственность.
В общественном мнении не только России, но и практически всех стран проводилась резкая грань между предпринимательским трудом и собственно «наживой» на чьей-то беде или бедности. К капиталисту, как правило, изначального предубеждения не было. Когда капиталист покупает за достойную цену труд рабочего, преобразуя его в свою частную собственность, эта сделка корректна. Рабочий, в свою очередь, на полученную достойную плату может сам создать себе собственность. В то же время, ростовщик-займодавец, как правило, разорял должника, исключая для него возможность стать собственником.
Прогресс в ходе общественно-исторического развития состоит в очищении отношений собственности, когда возрастает доля «труда собственности», когда неправедное богатство хотя и не исчезает, но в количественном отношении начинает уступать трудовой собственности.
Нужно учитывать, что труд многообразен, как произведенная им собственность, как и сама жизнь… Есть труд крестьянина, труд рабочего, труд повара, труд учителя, труд бизнесмена, труд ученого, труд матери-домохозяйки, труд торговца, труд воина, труд чиновника, труд законодателя, труд правителя. Ещё Гоббс высказал мысль о том, что Правитель имеет право на значительную собственность, ибо без него не было бы никакой собственности.
ПОБЕДА СРЕДНЕГО КЛАССА. РЕАЛЬНОСТЬ. ПЕРСПЕКТИВА
Т. Гоббс был совершенно прав, считая первоосновой сплочения людей именно страх, поскольку именно страх всегда и во все времена был сторожем того, что человек боялся утратить, и признаком того, что человек признает и в другом не только источник опасности для себя, но и право на защиту, которое есть и у него самого. Страх эволюционировал вместе с человеком, и теперь потенциальная опасность для человека, его семьи, его социальной группы (касты, класса) исходит от общества. Причем, враждебные группы могут оказаться многочисленнее и сильнее, зачастую тем сильнее, тем могущественнее. Чем большего достиг человек, чем он богаче, и чем больше зависти он внушает – тем обширнее направленная против него коалиция. Эта ситуация, в которой может оказаться КАЖДЫЙ, сплачивает ВСЕХ вокруг государства. Только высшая власть может обеспечить равенство всех перед лицом высшей ценности, каковой была и есть безопасность.
Тенденция части превратиться в целое со стороны обладателя этой части неистребима. Но обладатели других частей, имеющие не меньше прав, также стремятся подчинить себе целое. Это ведет к конкуренции, которая вещь незаменимая в качестве стимула развития. Но здесь абсолютно необходимы четкие правила конкурентной борьбы и сильный арбитр.
Люди нуждаются в арбитре постоянно, а не от случая к случаю. И государство должно исполнять эту роль – вот почему в стратегическом плане ему необходим сильный средний класс как единственная по-настоящему надежная опора.
Средний класс гармонично сочетает в себе черты собственника и труженика (реального собственника и реального труженика). Из этого следует, что конфликт частной собственности и социальной справедливости (свободы и равенства) внутри среднего класса в значительной мере снивелирован.
Всё это при соблюдении одного важного условия: право собственности – каждому труженику. Увеличение удельного веса среднего класса преобразует и консолидирует общество. Но консолидация может быть достигнута только на пути реализации КАЖДЫМ позитивных итогов преобразования.
Когда лозунг «право собственности – каждому труженику» воплотится в реальную жизнь, мир и согласие упрочатся на Руси. Перед лицом трудовой собственности все сословно-классово-групповые различия потеряют свою нездоровую актуальность, а дело защиты собственности (труженика) победит уже в силу того, что собственниками станут ВСЕ. Немногочисленные же кучки «оппозиционеров» сверху и снизу (то есть крупные собственники-богачи-хищники и обездоленная часть общества – люмпены) будут неизмеримо слабее объединенной мощи среднего класса и опирающейся на него государственной власти.
Единственный признак принадлежности к среднему классу – трудовая деятельность при наличии собственности (в любом виде и любом размере).
Для представителей класса тружеников-собственников совершенно естественно объединяться с себе подобными тружениками-собственниками, поскольку трудиться свойственно всем полноценным и дееспособным людям, и столь же естественно превращение их труда в собственность.
Для того, чтобы этот закон человеческого естества оказался сильнее жестоких законов классовой борьбы за собственность, поляризующих общество, нужно прийти к системе внутреннего общественного равновесия, чтобы абсолютное большинство смогло осознать себя собственниками и тружениками одновременно, вместо того, чтобы искать себе место «по ту или иную сторону баррикад».
Особая опасность на этом единственно возможном пути к здоровым общественным отношениям подстерегает общество в случае, если некоторым захочется «всего и сразу». Нетерпение становилось политическим проклятьем почти всех российских реформ: и в 1861 году, и при «хождении в народ» народовольцев, и при Столыпине…
Ключевую роль в обеспечении поступательного продвижения к этому качественно новому состоянию российского общества должна сыграть ВЛАСТЬ. Именно она, государственная власть всех уровней, мудрые отцы нации, обязаны положить конец «рваному ритму» российской истории, вопиющей несправедливости в распределении жизненных благ, невозможности для большей части людей жить достойно в богатейшей стране мира с названьем кратким «РУСЬ». В этом ИСТОРИЧЕСКАЯ, САКРАЛЬНАЯ МИССИЯ ИСТИННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ, ДОЛГ ПЕРЕД НАРОДОМ И ПЕРЕД БОГОМ.
Крепкая и уважаемая трудовая собственность становится ограничителем любого социального конфликта, любой агрессии, внутренней или внешней. Для этого нужно, чтобы собственность была «чистой», не загрязненной неправедным богатством, право на неё было всеобщим и реальным, а главным классом в обществе стал средний класс.
Средний класс тружеников-собственников – лучший гарант внутреннего здоровья нации, национальной безопасности. Укрепление среднего класса, расширение социальной базы власти – безусловный императив государства. Жизнеспособность российского Государства-Власти напрямую зависит от «механизма очищения» собственности от несправедливости в глазах значительной части общества.
Государство, которое граждане отождествляют со СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ – непобедимо!
Государство, которое граждане отождествляют с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ – обречено!
Из государства, в котором царствует справедливость, не будут бежать люди и капиталы, не будут утекать ресурсы, весь мир будет равняться на СПРАВЕДЛИВУЮ РУСЬ, и, «косясь, постораниваясь, будут давать ЕЙ дорогу другие народы и государства».
Закон обязательного соответствия геополитической роли государства его внутреннему потенциалу, потребностям и интересам всегда учитывался истинно жизнеспособной властью и, напротив, регулярно нарушался недееспособными, паразитическими элементами, состоящими «при власти». Российская Монархия, так же как и Красная Империя, столь могучие на внешне-политической арене, оказались безсильны защитить самое себя идеологически. Задолго до политического крушения каждая из них была идеологически разоружена обвинениями в отсталости, неэффективности ….. Российской власти во все времена следует помнить, что нашу страну «никто не любит за её огромность».
Усилия государства во внутренней политике должны быть направлены на выработку социально-психологической установки в обществе, соответствующей интересам среднего класса – самая надежная «прививка» от революционно-классовой психологии! При этом, не последнюю роль могло бы сыграть общепризнанное определение труда как целенаправленной организованной созидательной деятельности, закономерно приводящей к собственности.
Данное определение позволит сакцентировать внимание общества на таком важном моменте, как стимул производительности труда, материальная заинтересованность. Реальной целью трудящегося является социально-экономическая независимость. А её труженик обретает только становясь собственником. При этом тружеником он быть не перестает. Там, где данный процесс развивается, средний класс, а с ним и всё общество, обретают устойчивость.
Один из основных путей формирования среднего класса – выплата наемным работникам справедливой зарплаты, которую частично можно использовать на создание собственности. Разумеется, этот путь не единственный. Средний класс отличает не пресловутая классовая сплоченность или размер счета в банке, а главный признак и главный принцип социального бытия: оптимальное соотношение труда и собственности.
Если смотреть на это определение с позиции конкретного класса (рабочие, капиталисты, землевладельцы…), то оно может показаться расплывчатым. Средний класс – это «сборная классов». Продолжаем аналогию со спортом. Любой член сборной не теряет связи со своим клубом (классом), более того, «репутация» для сборной зарабатывается в клубе. Сборная же защищает спортивную честь страны – так же и средний класс представляет национальный интерес.
Итак, БОГАТСТВО И ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ – В ЕЁ СПОСОБНОСТИ СТАТЬ СРЕДНИМ КЛАССОМ.
В этом корень национальной идеологии государства российского, в этом национальная спасительная идея. То, что объединяется и сплачивается в единый общероссийский средний класс, становится реальным ядром нации.
Источником ошибок на протяжении многих поколений явилось неумение использовать труд в качестве эквивалента для оценки различных сфер человеческой деятельности – собственно производства и власти (не власти-должности, а власти-деятельности). Необходимо признать, что власть – управленческая функция, имеет огромное значение для создания необходимых условий работы, включая и рациональное распределение результатов.
Причина этих зачастую фатальных ошибок имеет социальную природу: для многих нелегко признать, что капиталист-хозяин производства – это такой же трудящийся, как и рабочий, деятельность его подпадает под те же критерии оценки, он может преуспеть или не преуспеть в работе. Огромное значение имеет то, как используется капиталистом созданная прибавочная стоимость, учитываются ли интересы работников при решении вопросов финансовой политики предприятия.
Проблема может быть снята лишь налаживанием подлинно партнерских отношений внутри предприятия (государства) как целостного социально-производственного организма.
Главное препятствие в деле обеспечения социальной безопасности – различное понимание иерархии ценностей со стороны различных слоев общества. Общий интерес, способный объединить все группы, в том числе неприкосновенность внешних рубежей, может быть выработан в условиях подлинного господства среднего класса. Наше понимание среднего класса как сообщества собственников-тружеников коренным образом отличается от характеристики любого отдельно взятого класса и не имеет ничего общего с гегемонией и диктатурой. Доминирование в обществе такого среднего класса станет результатом эволюционного процесса гармонизации отношений труда и собственности, торжества принципа социальной справедливости.
Для того, чтобы гармония стала реальностью, нужен своего рода ПАКТ СОГЛАСИЯ между частной собственностью и социальной справедливостью (между частными собственниками и всем обществом). Частная собственность «обязуется» не уничтожать себе подобных, то есть отныне собственность одних не препятствует становлению и существованию другой собственности, чем, собственно, исключается необходимость и даже возможность социальных конфликтов. Высшая государственная власть, исходя из собственных стратегических интересов, осуществляет не только контроль за соблюдением правил свободной конкуренции и принципа «равного старта», но и помощь в формировании стартового капитала представителям мелкого и среднего бизнеса (современный и нужный для всех «исторический ответ» на «первоначальное накопление»).
Данные положения ПАКТА могут стать преамбулой ДЕКЛАРАЦИИ О ТРУДЕ СОБСТВЕННОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ, которая могла бы послужить консолидирующим общество дополнением к действующей Конституции России. Декларация, основанная на принципах существования и развития общества тружеников-собственников, включает четыре пункта:
- Все ценности России, материальные и духовные, созданы трудом – сознательной, целеустремленной, созидательной, организованной деятельностью, результаты которой закрепляются в собственности.
- Все виды труда почетны и уважаемы, как и порождаемая ими собственность.
- Труд свободен. Недопустима ни дискриминация тех или иных видов труда, ни дискриминация людей в их трудовых правах, ни покушения на свободу труда. Недопустимы попытки присвоения результатов труда в качестве оплаты за реализацию права на труд.
- Собственность является результатом труда как индивидуального, так и коллективного, а также трудового процесса в масштабах государства российского. В соответствии с этим определяются природа и принадлежность собственности, защита которой гарантируется Конституцией.
ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕПРАВЕДНОГО БОГАТСТВА В ЧЕСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
Может ли сверхбогатство гарантировать счастье его обладателю, его ближайшему окружению, его потомкам? Едва ли.
Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому…
Богач всегда и везде, а в России особенно, является объектом как минимум зависти и недоброжелательности, как максимум – откровенной ненависти. Какое уж тут счастье?
Наивно полагать, что там, «за бугром», в благоденствующих странах, купленный домик-замок-титул-клуб, а также солидный счет в банке обеспечит «заслуженную безопасность». «С Дону выдачи нету» – с «Туманного Альбиона» воров и преступников, ограбивших свои страны и народы, не экстрадируют. А зачем их, богатых, гнать? Ведь можно сделать им предложение, от которого они не смогут отказаться…
Насколько легче ограбить того, кто сам предварительно кого-то ограбил. Тем более, что вновь прибывшие – «понаехавшие» – и выглядят как дойные коровы-богатенькие буратинки, и прав имеют немного. Иммигранты с малым стажем, «молодые капиталы», фигуры с небезупречным прошлым, выскочки-нувориши, засланные казачки, чужаки, люди другой культуры.
«Ад – это другие», А. Камю.
«Если ты выглядишь, как еда – тебя рано или поздно сожрут», - философское наблюдение.
Для того, чтобы вырастить джентльмена, нужно, как минимум, три поколения.
Такого периода времени у перебежчиков, да и у всей мировой капиталистической системы просто нет. Капиталистический мир разросся до масштабов всего мира. Расширяться некуда. Нужно изыскивать внутренние источники. Системный кризис. Тупик.
Для тех, спешно покидающих Россию, кто не силен в политэкономии, поясним.
Благоденствие капиталистических стран «золотого миллиарда» всегда строилось на изъятии (способов много) богатств из внешних источников, так сказать, с периферии мира. Систематически и в мировом масштабе.
«Многосотлетняя культура воровства».
Пока было, кого грабить, верхушка делилась со «своими». Пока существовал СССР и соцсистема – верхушка просто не могла не делиться со «своими». Но времена изменились. Высосанные из социалистического лагеря триллионы съедены, Китай и прочих «прыгнувших тигров» особенно не пограбишь, Латинская Америка – давно ограблена, Африка – в ней всё очень неустойчиво, да и китайцы с их ползучей мирной экспансией не дремлют.
«Золотой миллиард» привык потреблять больше, чем создает.
Кого теперь грабить?
Правильно мыслите, товарищи. Следующие в очереди на «позор и разграбление» – «молодые криминальные» капиталы. Презумпция виновности.
Для тех «беглецов из России», кто желает поподробнее узнать, КАК их будут грабить, рекомендуем пошире открыть глаза и уши.
Ознакомьтесь с тематическими выступлениями К. Лагард. С частными определениями лондонского суда, разруливающего «схватку двух кровососов» – Березовский против Абрамовича. Задумайтесь о том, почему господа «Б» оштрафовали сами свой собственный банк-банков, существующий с 1613 года и стоящий над всеми банками. Спросите Б. Гейтса, почему он так мало оставляет наследникам, а остальное – «в общаг».
Проанализируйте «неожиданный» банковский кризис на Кипре.
Вникните в суть Закона о налогообложении иностранных счетов, принятый в США.
Вспомните, в какой валюте совершались сделки и что из этого вытекает в связи с поправками в Налоговый кодекс США и с новым определением понятия налогового резидента США. Будьте покойны, с нелегкой руки «группы шести» конгрессменов механизм конфискации личных и корпоративных «молодых» денег уже запущен, дает регулярные «положительные» результаты, и позволяет планировать «налоговые поступления» в объеме триллионов….
США, стоящие на пороге технического дефолта, хотят ещё немного пожить. На чьих костях?
Начиная с 2009 года шлифуются процедуры глобальной конфискации, готовится «правильное» общественное мнение, намечаются жертвы во благо мировой финансовой системы, накапливается юридический базис. Мировой кризис не является неконтролируемым бегством. Он запланирован как организованная перегруппировка мировой системы в иные формы господства.
Хозяева глобальной финансовой системы – не есть друзья местечковым финансовым группам и воротилам. Никакой симбиотической взаимности у них не получится. Мелочевка легко пускается под нож.
«В бесах согласия нет».
«Уходить надо здоровыми и богатыми. Деньги – это наши ноги».
Кто станет «хворостом для тлеющей буржуйки»?
Если уж «непогрешимого» Римского Папу довели до отречения (триллионы, накопленные католической церковью, кому-то очень потребовались), то неужели «новым англичанам-американцам-швейцарцам…» останется хоть шанс?
Хуже того. Где деньги твои – там и душа твоя. Богатый невозвращенец, приготовься к тому, что перед финальным раскулачиванием тебя вынудят продать душу какой-нибудь (или всем сразу) иностранной разведке. Готов ты к этому? А для чего жил, Россию-Матушку грабил?
Похоже на то, что билет в один конец из России в западную обетованную землю в действительности оказывается ловушкой для простачков, коридором, ведущим «новых русских богачей» на бойню глобальной конфискации. И станут они реальными персонажами многосерийной трагикомедии «Богатые тоже плачут»…
“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф. 6; 19-20).
Неужели всё так мрачно? Там – конфискуют и заставят работать на иностранные разведки, на Руси – игра в рулетку: посадят-не посадят. Куда бедному «богачу» податься? Что делать? Как выживать?
Ответ прост и очевиден. «Где родился – там и сгодился».
БОГАЧ! СТАНЬ МЕЦЕНАТОМ!
БОГАЧ! ПОДСТАВЬ РОДИНЕ ПЛЕЧО, А НЕ ПОДНОЖКУ!
Из объекта всеобщей ненависти, совершившего кражу в особо крупных размерах, превратись в объект почитания, уважения, подражания и – возможно – любви твоих соотечественников. Воздвигни себе памятник нерукотворный. Преврати нажитое тобою неправедное богатство в честную-частную собственность. Построй и возьми на достойное содержание роддом(а), больницу, стадион, ледовый дворец, бассейн, научно-исследовательский центр. Построй детский дом, только не в штате Юта, а в России. Учреди массовую стипендию для студентов имени себя-любимого. Будет тебе и счастье и безопасность. Будут у тебя реальные сторонники, которые не дадут в обиду своего благодетеля. Осмелится ли недобросовестный «оборотень в погонах», отрабатывая заказ, возбудить неправомерное уголовное дело против того, за кем стоит народ? Глас народа – глас Божий.
У человека есть биография, а у народа – История.
Герой капиталистического труда, стань народным Героем.
Традиции благородного меценатства и благотворительности имеют на Руси глубокие корни. Почетно и выгодно было работать доктором в роддоме им. Абрикосовой – супруги хозяина фабрики кондитерских изделий, преподавать в ремесленных училищах при Трехгорной мануфактуре купца первой гильдии Прохорова и т.д.
России необходим «Закон о меценатстве». Авторитетный сбалансированный нормативный документ, гармонично учитывающий интересы государственные, корпоративные и личные. Никакой «охоты на ведьм», никакого «черного передела», никакой ревизии приватизации-первоначального накопления, никаких проскрипций-расстрельных списков.
Вот путь выхода теневых-черных денег на Белый Путь, путь возвращения на Родину капиталов и предпринимателей, которые в большинстве своем являются хорошими организаторами и способны принести пользу Отечеству. Но пока не знают как…
Высший долг государственной власти перед народом и перед Богом – сделать жизнь в России привлекательной для всех здоровых сил тружеников. Негоже и недальновидно для Власти опираться на узкую прослойку крупных хищников-собственников. Никогда придворная камарилья не становилась надежной опорой трона. То крысы, которые первыми бегут с корабля при виде маленького облачка, не то, что урагана.
А Высшей Власти есть о чём задуматься. Судьба её – Высшей Власти – возглавлять сильную суверенно-самодержавную Россию, или сгинуть вместе с Россией.
Корона снимается с головой.
Такая у России эсхатологическая судьба. Быть великой или не быть совсем.
Народ должен нарождаться, доверять Правителю, а Правитель – править, то есть «по-царски» стоять над всеми частными интересами и сознательно вести весь народ по правильному-праведному Пути.
Ничто так не способствует росту или, напротив, падению авторитета Власти, как умение или неумение законно и справедливо регулировать отношения собственности.
Но, горе той власти и тому государю, который забывает о «власти над всякой властью» – Божией власти…
Подлинный Правитель имеет истинную власть. Не власть-должность, а власть-действие, власть-служение. Власть дается свыше. Мандат Неба и любовь народа. То не Власть, которая не от Бога, а глас народа – глас Божий. Ответственность Правителя перед народом – ответственность перед Богом. Лицемерие, двоедушие, манипуляции народом – лицемерие перед Богом. Честность перед народом – Честь перед Богом.
ДА УСТРОИТСЯ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ!
Любой кризис, тем более мировой и системный, отрицая отрицательное, открывает новые возможности. Нужно просто их увидеть. Увидеть и воспользоваться.
А может быть не так страшен чёрт, как его малюют?
В какой степени этот пресловутый кризис касается или может коснуться России с её 12% суши Земного Шара, 22% лесов планеты, 20% пресной воды, 16% (разведанных на данное время залежей) минеральных ресурсов, 32% запасов газа, 12% – нефти, 28% – каменного угля, 36% – никеля, 40% – металлов платиновой группы. Ни одно государство мира, ни один союз государств не могут сравниться с Россией в плане имеющейся у них земли и богатств её недр.
Но СССР был ещё богаче, а Царская Империя тем более. Где они теперь? Почему сгинули? Ответ и прост и сложен одновременно.
Качество человеческого материала высшей власти-элиты имеет решающее значение «когда дует ветер перемен». В самом общем виде – неадекватность представлений верхушки о сути протекающих мировых процессов – вот причина национальных катастроф.
Руководству царской России явно недоставало политической воли. Россия была втянута в мировую бойню на стороне «сердечного согласия» – Антанты. О сердечности и доброжелательности англо-саксов лучше всех могут рассказать убитые Павел Первый, гениальный дипломат А.С. Грибоедов, Г.Е. Распутин и многие другие убиенные русские патриоты… В результате – «развалюция».
Затем, как Феникс из пепла, в результате героического трудового подвига народа возникает Красная Империя, которая сокрушает гитлера, накачанного теми же атлантистами. Снова Россия срывает все планы глобализаторов. Они перегруппировываются и начинают свою тлетворную работу в российской парт-элите. Увы, среди партноменклатуры находятся тщеславные горбатые-меченые предатели земли русской, продают душонки свои поганые за тридцать монет серебра и всякие посулы. И вот – преступное соглашение в Беловежской пуще.
Но сейчас всё упростилось. Все маски сорваны. Ясно – где друг, где враг. Кощеи-драконоиды-глобализаторы устроили мировой кризис.
НО!
Это ИХ кризис, ИХ капитализм-империализм-кретинизм дошел до предела. Это они «развились до тупика». Это их ТНК начинают пожирать друг-друга и кусать себя за хвосты (для пресмыкающихся это в порядке вещей). Это ИХ либерально-дегротная идеология выродилась. ИХ капиталистическая система живет сама по себе, «независимо от реальной жизни». Такая вот «свобода», понимаешь.
СРЕДНИЙ КЛАСС ТРУЖЕНИКОВ-СОБСТВЕННИКОВ – МОГИЛЬЩИК ЛИБЕРАЛИЗМА.
Формула капитала: ДЕНЬГИ – ТОВАР – ДЕНЬГИ
Формула взбесившегося капитала: ДЕНЬГИ – ДЕНЬГИ.
Формула здоровой экономики – ТОВАР – ДЕНЬГИ – ТОВАР.
То есть, в здоровой экономике деньги – это всего лишь МЕРА СТОИМОСТИ, но никак не доминанта, подчиняющая себе всё.
ЭТО НЕ НАШ КРИЗИС!!!
Это кризис мировой капиталистической системы, а в России как такового капитализма нет. Весь постсоветский период мы просто проедаем накопленный запас. Гнать нефть и газ по трубопроводам, построенным при советах, получать электроэнергию на электростанциях (пока не прорвет плотину), построенных дедами, жить в домах, которые при Хрущеве строили из расчета до 1980 года – это что, капитализм в его высшей стадии? Что такое прибавочная стоимость, прибыль при раздаче ресурсов? А что такое норма прибыли ломбардно-ростовщической лавочки, скрывающейся под вывеской «банк»? Все крупные состояния современной России выросли из «выпросил, подарил или кого-нибудь обобрал». Так бывает только при феодализме, когда государь, за службу жалует собственность (если бы за службу!). Вместе с тем, феодализм (в допетровскую эпоху) – единственная известная общественно-экономическая формация, при которой СОБСТВЕННИКАМИ БЫЛИ ВСЕ, что соответствовало христианским представлениям о социальной справедливости.
Для православного русского человека капитализм в его ортодоксальном (ковбойско-пиратском) варианте и собственность в её римском «вещном» понимании не приемлемы. Нарождающийся русский капитализм в царской (не постсоветской) России был в наибольшей мере производственным и социально-ориентированным, в наименьшей мере – ростовщическим и паразитическим. Русский капитализм той эпохи не знал «первоначального накопления». Не знал и той меры «засорения собственности криминалом», что была характерна для Англии, Франции, США… Русское предпринимательство взросло на принципиально иной духовной основе. Не ошибемся, если назовем её нравственной силой ТРУДА.
Наша слабость – неразвитые капиталистические отношения – в очередной раз может и должна обернуться нашей силой – нам не страшен мировой кризис капсистемы.
Нельзя разрушить того, чего нет.
Слава Богу, у нынешней Власти в России хватило силы воли перехватить инициативу у мировой корпоратократии и переподчинить государству командные высоты в экономике. Настало время вырастить свой средний класс – социальную опору трона.
Власть корпораций над люмпенизированным народом – не выбор России. Государство-корпорация – не Россия.
Сильная, самодержавная, традиционно-патриархальная Власть, ответственная перед народом, как перед Богом, и многочисленный, любящий свою Власть народ – исторический выбор России. Государство-семья – вот Россия.
От «Великой депрессии» мир «лечили» мировой войной.
Ни для кого не секрет, что глобализаторы беременны планами и нынешний мировой кризис «подлечить» войной. Доктор Мальтус, наверное, с того света, через какого-нибудь медиума или говорящую голову сопровождает их беременность...
ИХ идеологи открыто призывают «вырваться из социального ада», ими же сотворенного, причем «криминальным путем».
Интересно, какое же преступление нужно совершить, чтобы из ада выгнали за плохое поведение?
Стратегическая задача и Священный долг Высшей Власти прекратить либеральный эксперимент в России, сохранить и преумножить народ, создать свою многочисленную гвардию – средний класс собственников-тружеников – становой хребет государства российского, и, как следствие, стать суверенно-самодержавной.
У России нет другого выхода, кроме как стать сильной.
Тогда Россия встанет НАД мировой схваткой драконов, выступит в роли суперарбитра.
Герб Москвы нам говорит о том, ЧТО мы должны делать.
Священный долг народа России – не тянуть «бойкую, необгонимую русскую тройку» в «болотные места», не «раскачивать трон».
На международной арене России вообще не за что воевать. Мы признаем только оборонительные войны. Позорная первая мировая была НЕ НАШЕЙ ВОЙНОЙ. Поэтому и привела она к падению монархии.
Война есть продолжение политики, только иными, насильственными методами.
Политика – суть концентрированное выражение экономики.
Глобализаторы, развязывая первую мировую, ставили вполне конкретные политико-экономические задачи, включая развал четырех империй. С тремя у них всё получилось, а вот Россия… У ней особенная стать… Россия оказалась не «просто империей». Россия – целый континент, самобытная цивилизация, со своим внутренним вектором развития, со своей, только ей понятной, сакральной миссией…
России ВООБЩЕ НЕ НУЖНЫ ВОЙНЫ. Мы и так богаты. У нас есть всё, включая емкий внутренний рынок – особенно, если не душить средний класс. То, что мы экспортируем (5-6 основных позиций) нужно всем и всегда в любой кризис. Пусть у них болит голова, куда сбывать перепроизведенную продукцию.
Нам просто нужно устроить свою жизнь, дать народу возможность творчески и духовно развиваться, а не выживать «от зарплаты – до зарплаты», борясь с кредитами и прочими напастями…
Не воевать в чужих войнах, не быть пушечным мясом, не быть хворостом для перманентных революций, не играть по чужим правилам, не быть разменной монетой в чужих кризисах, не продавать ресурсы за чужие деньги, не подменять истинные русские ценности их мелкими интересами, не обучать наших детей по их ущербной болонской системе, не молиться их богам, трудиться и создавать собственность, а не красть и трястись от страха за неправедное богатство, жить по Русской Правде, а не по их «крапленым правилам».
России не нужны «революционные преобразования», «рывки-скачки в развитии», авралы в экономике, не нужно никого догонять-перегонять.
России нужно устойчивое, поступательное, позитивное, планомерное стратегически ориентированное развитие.
Эволюция – Бог, революция – дьявол.
Нам не нужны великие потрясения в России. Нам нужна великая Россия.
Культу «золотого тельца» Россия противопоставит культ ТРУДА И СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Стратегии «организованного хаоса» Россия противопоставит стратегию ОРГАНИЗОВАННОГО СРЕДНЕГО КЛАССА.
ТРУЖЕНИКИ ВСЕЙ РОССИИ – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ – СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗДАЯНИЕ!
ТРУД – ТРУДОВАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – СПРАВЕДЛИВОСТЬ!
Председатель Центрального совета Регионального Общественного Движения за здоровый образ жизни «РОД РУСИ»
к.ю.н. Рязанов А.И.