дискуссионно-аналитический православный сайт
Имя или номер ( регистрация ):
Пароль ( забыли пароль? ):

В Петербурге спустили на воду корабль пр. 22800 «Тайфун» - оценка проекта

0
Администратор
1 декабря 2017 в 09:30 15788 просмотров

В Петербурге спустили на воду корабль пр. 22800 «Тайфун» – оценка проекта

В пятницу 24 ноября на Санкт-Петербургском судостроительном заводе «Пелла» спустили на воду новейший малый ракетный корабль «Тайфун» (шифр «Каракурт»). Судно передано ВМФ России. Корабль предназначен для выполнения задач в ближней морской зоне. Это второй корабль данного проекта. Первый, головной корабль серии, «Ураган» был спущен на воду там же, в Петербурге, накануне Дня Военно-Морского флота. Но спущенный, традиционно, к празднику (эта советская болезнь у нас, похоже, неизлечима), он пока может считаться кораблём лишь условно и находится в достройке, реально сдан будет в

2018 г.

«Тайфун» является судном проекта 22800, относится к кораблям 3-го ранга, предполагается серийный выпуск 18 кораблей этого типа. Это проект специалистов Центрального морского КБ «Алмаз».

Малые ракетные корабли, которые будут выпускаться в рамках проекта, предполагают водоизмещение около 800 тонн и скорость до 30 узлов. Длина судна составит около 60 м, а ширина 10 м. Разработчики заявили, что дальность плавания кораблей составит около 2,5 тысяч миль.

Основой ударного вооружения корабля должны являться ракеты семейства «Калибр» и «Оникс» в 8 контейнерной вертикальной пусковой установке УКСК 3С14, расположенной поперёк диаметральной плоскости корабля в надстройке за боевой рубкой. Данная ПУ, в принципе, предназначена и для будущих гиперзвуковых ракет «Циркон» (со скоростью до 8 М), ибо сам данный пусковой модуль не зависит от характеристик его носителя.

Заметим, что линейка противокорабельных ракет (ПКР) в ВМФ РФ весьма разнообразна и много шире, чем в ВМФ США, имеющих только дозвуковой «Гарпун». Как ответную меру наши партнёры долгое время развивали зенитно/противоракетное вооружение своих морских ударных сил, ставя задачу нейтрализации русских ПКР до рандеву с целью. В принципе, они в этом немало преуспели (напр. SM-6). Но в случае с «Цирконом» абсолютно все прежние меры противодействия безполезны. В нашем ВМФ предполагают, что «коллективная» атака «Цирконов», первыми выводящих из строя корабельные системы и БИУС, и последующая тяжёлыми «Ониксами», «Калибрами» и «Уранами» – способна порвать любую АУГ, как минимум, приведя корабли противника в состояние полной небоеспособности.

Также «Тайфун» вооружён артиллерийскими комплексами: 76-мм автоматической универсальной артустановкой и 30-мм зенитными артустановками АК-630М. Первые два корабля проекта фактически не имеют своей системы ПВО, за исключением «Игл», что большой минус: это не позволяет им действовать самостоятельно, удаляясь от «зонтика» береговой или эскадренной ПВО.

В дальнейшем «Каракурты» оснастят зенитными ракетно-пушечными комплексами "Панцирь-М" или "Пальма", что существенно повысит их живучесть. Для ракетных кораблей, отходящих на большие разстояния от своих берегов, необходима куда более серьёзная система ПВО, чем у его предшественника «Буяна» с «Иглой-М», чего совершенно недостаточно.

Надо признать, что совершенно непонятно, почему на недалеко ушедшие по размерам патрульные корабли пр. 22160 модульного типа ближней зоны, также третьего ранга (корветы УРО), строящиеся ныне на Зеленодольском заводе, поставят 12-канальный корабельный ЗРК средней дальности «Штиль-1» (это морская вариация знаменитого сухопутного «Бука»), а данный проект не получил ничего, даже лёгкой установки ПВО для морского базирования на суда водоизмещением до 500 т «Сосна-РА». Уже несколько лет как готов новый вариант достаточно компактного ЗРК «Витязь» (производящийся в том же С-Пб), с боевым модулем из 12 ЗУР с дальностью поражения цели до 60 км. Способный поражать на всех высотах как авиацию противника, так и крылатые ракеты и дроны, что в наше время становится особенно актуальным. Предполагалась даже использование этих изделий в формате «воздух-воздух». В данном же случае получается, что корабль, сам способный поражать цели своими крылатыми ракетами на разстояние в 2,5 тыс км – в ближней зоне оказывается вполне уязвим. Хотя упомянутый выше данный модуль ПВО «Витязь» – вполне компактен (до 15 т) и был бы полезным дополнением к вооружению корабля.

Этот малый корвет станет дополнением и, видимо, в дальнейшем заменой «Буянов» (проекта 21631), которые так успешно отправляли «Калибры» в Сирию. Практика показала, что из-за столь малой осадки (2,6 м вместо 4 м у пр. 22800) «Буяны» чувствуют себя в открытом море несколько некомфортно, а уже при 5 баллах – не могут полноценно использовать своё вооружение. Что и понятно – это малые ракетные катера для реки и мелководья. При этом «Тайфун» почти на 15 м короче, но благодаря большей осадке много устойчивее.

Носовое орудие «Тайфуна» много слабее, чем у «Буянов»: 76,2 мм АК-176МА вместо 100 мм. Но, по сравнению с предыдущими модификациями, у АК-176МА более чем в два раза повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность стрельбы, значительно выросла скорость наведения, а масса артустановки снижена и составляет менее 9 тонн. Хотя, конечно, её боевое воздействие не так впечатляет, как 100 мм пушки «Буянов». Стрельба АК-176МА у «Тайфунов» эффективна на 12 км, тогда как КАУ А190-01 (100 мм/60 клб) «Буянов» успешно уничтожает цели и на 20 км дистанции, а по высоте поражения целей последняя достигает 15 км, вместо 7 км у АК-176МА. Хотя, понятно, последнее, уже скорее, некоторые изыски.

Надо учесть, что разница здесь не только в калибре, весе ВВ и дальности боя. К 100 мм орудиям имеются управляемые снаряды, что на максимальной дальности ведения огня принципиально важно. Ведь в морском бою принцип «кто кого первый накрыл – тот и победил» – остаётся куда более актуальным, чем для сухопутного боя. К 76 мм таковых к нас уже не имеется – нет смысла: слишком высока будет цена и эффект будет не пропорционален затратам. В отличии от ВМФ НАТО – у них управляемые снаряды есть даже к их корабельным АУ 76 mm/62 Compact (SR).

Справедливости ради, можно добавить, что и нашим партнёрам было чем похвастаться: их 127-мм артиллерийская установка Mark 45 (последняя из модификаций – Mod. 4, принятая на вооружение кораблей в 2000 году) тоже имеет нечто эксклюзивное – при стрельбе специальными снарядами ERGM её дальность достигает… до 115 км! Правда, эффективность подобного изделия в боях никто не проверял и по общим прикидкам она весьма сомнительна: стрельба только по неподвижным целям, с ориентацией по GPS, заряд небольшой (всё занято движком с топливом и системами управления) и вполне небольшая скорость (например 85 км снаряд летит больше 3-х минут по аккуратной баллистической траектории). Проще послать хорошую ракету. Тем не менее на поздних эсминцах «Арли Бёрк» было запроектировано заложить аж по 230 выстрелов ERGM. Но, насколько стало известно, программа ERGM в итоге столкнулась с безчисленными проблемами и была отменена в 2008 году, после того как на нее было потрачено более 0,6 млрд. долларов (стоимость 1 снаряда ERGM достигла почти 200 тыс. долл). Когда любуешься на подобные несомненные технические достижения наших партнёров, само собой приходит на ум выражение: «Лучшее – враг хорошего»…

Здесь стоит пояснить сам смысл артиллерийской корабельной концепции американцев. Она заточена не на морской бой – подразумевается, что со всем плавающим должны заранее разобраться их морская авиация и «Гарпуны» – а на поражение береговых целей на большую глубину, для поддержки десантных операций морской пехоты. Потому и GSM-ориентирование боеприпасов, кстати. И на такую глубину поражения, которая бы полностью исключала ответный огонь по их кораблям, дабы не нарушать душевного комфорта героический американский плавсостав.

Позже многочисленные исследования убедительно показали, что эффективное летальное воздействие на современные земляные укрепления (даже бедуинов) требует пушек калибра никак не менее 5 дюймов (127 мм), а в реальности нужен бóльший калибр по дальнобойности и по решению всех необходимых задач по бомбардировке побережья. Многими расчетами доказано преимущество корабельных 155-мм пушек, к которым американцы и вернулись теперь, начиная со своего нового голливудского утюга-эсминца «Зумволт». Который должен давить противнику на психику более своим внешним видом, чем летальным оружием…

Хотя главное оружие данного проекта 22800, конечно, «Калибры», но если учесть новые средства РЭБ, которые позволяют выводить на немалом разстоянии системы управления вооружением надводных кораблей, то эффективность такого элемента, ещё недавно казавшегося архаикой, как бортовая артиллерия, неожиданно возрастает. Так, наши новые фрегаты пр. 11356, как и БПК (пр. 1155.1) со своими пушками 130 мм с управляемыми снарядами при сближении на 10-12 миль – вполне могут отправить на дно, или, как минимум, превратить в плавающую груду металлолома такие замечательные эсминцы УРО (по сути – ракетные крейсера, плавающие пусковые платформы с почти сотней «Томагавков») наших партнёров, как тип «Арли Бёрк» (наиболее многочисленный их противник во флотах НАТО), который ныне практически лишён противокорабельного оружия для непосредственного морского боя. Никакие их кевларовые переборки нисколько не помогут, хотя они много превосходят наши помянутые корабли по размерам. Впрочем, даже встреча с маленькими «Буянами» (КАУ 100 мм) при временной «куриной слепоте» ИДЖИСов «Арли Бёрк» не сулит нашим партнёрам ничего хорошего…

Можно добавить, что у нас сегодня зачастую самое лучшее – это хорошо забытое старое. Сама великолепная 130 мм пушка – продолжение разработки ещё царских пушкарей, обр. приснопоминаемого 1913 г., калибр её ствола и баллистика – остались неизменны, хотя системы автомата заряжания и прочие опции, разумеется, все новые. Она оказалась так же живуча, как знаменитая русская трёхлинейка. И с уходом в прошлое эпохи бронированных монстров – оказалась наиболее удачной и востребованной для вооружения нынешней корабельной артиллерии. В частности, провал в морских орудиях связан с тем, что после ракетной эйфории Хрущёва – крупнокалиберная артиллерия в СССР почти 20 лет не разрабатывалась вовсе. И когда в 1970-х вернулись к теме, именно эта пушка и пошла в ход. Кстати, нынешняя американская корабельная артсистема Mk45 тоже начала 1970-х гг., все последующие модели – это лишь её вариации, т.ч. отставания по годам – у нас нет

Получившееся в итоге наших тогдашних разработок 130 мм/70 клб орудие А-218 до сих пор превосходит по своим характеристикам все существующие зарубежные корабельные артустановки схожего калибра. Когда вышел головной эсминец «Современный» пр. 956 – первый корабль, вооруженный новыми орудиями – западные эксперты были в шоке: четыре ствола эсминца за минуту выпускали более 6 тонн снарядов! Этому рекорду могли бы позавидовать некоторые линкоры и к таким характеристикам до сих пор не могут приблизиться ни американские, ни европейские конструкторы.

Важная особенность проекта «Каракуртов» в том, что они сразу были спроектированы под отечественные двигатели: ЭУ на базе трёх дизелей М-507Д-1 и трёх дизель-генераторов ДГАС-315 производства петербургского ПАО «Звезда» (бывш. машиностроительный завод им. Ворошилова). Т.ч. проблем с ГЭУ, какие возникли с газотурбинными установками украинского производства Николаевского предприятия «Зоря-Машпроект» для наших фрегатов «адмиральской» серии (пр. 11356), возникнуть не может.

Движками этого завода в прежние годы было снаряжено около 90 % скоростных кораблей ВМФ и пограничных войск. Как данный завод с большой территорией в южной части северной столицы умудрился выжить, сохранить производство (хотя его объём уменьшился в разы) и не быть растерзанным и обанкроченным банками? – уму непостижимо! Именно здесь в последние годы создаётся производство мощных корабельных редукторов, в т.ч. по программе импортозамещения, для замены аналогичной продукции с украинских предприятий. Но стоит учитывать, что сами станки на предприятии, на которых производятся элементы корабельных движков и готовятся начать выпускать более мощные турбины, немецкие и чешские. Так что и здесь, если не возстанавливать в России собственные станкостроительные производства, в дальнейшем могут возникнуть серьёзные осложнения.

Три таких же корабля проекта 22800 строятся в Крыму: в мае 2016 года заложили «Шторм», а в марте 2017 года «Охотск» на феодосийском заводе «Море», ещё один – в Керчи. Ещё 2 – «Шквал» и «Буря» – строят на Зеленодольском судостроительном заводе в Казанской губернии. Ещё 6 запланированы к постройке для Тихоокеанского флота на Амурском судостроительном заводе (который долго был в процедуре банкротства и у которого с завидной регулярность попадали под суд за растрату гендиректора – NB). Сооружение остальных распределят между Зеленодольским заводом и заводами «Пелла» под С-Пб.

При всей отрадности данного события, нельзя не сказать, что каждый такой спуск показывает – до какой степени дошла промышленная деградация сегодняшней России. Так, данный борт до спуска на воду строился без малого 2 года, заложенный одновременно с ним головной «Ураган» – полтора, но оба корабля ещё в достройке по агрегатам. Для сравнения: те же американские «Арли Бёрк», водоизмещением в 10 раз больше (!) строились американцами в среднем за 1 год, максимум – 14 месяцев. Строили их американцы по модульному принципу, начав его в кораблестроении много раньше, чем у нас.

Конечно, мы вроде бы постепенно стали выходить из недавнего полного безсилия, когда, например, строившиеся более 15 лет по новейшему проекту 12441 эсминец «Новик» (в дальнейшем – переквалифицирован в учебное судно «Бородино») и сторожевик «Туман» (сторожевой корабль пр. 11540 шифра «Ястреб»), умудрились устареть на строительном стапеле и, наполовину готовые, были брошены и, насколько сегодня известно, готовятся на разделку. Но когда корветы водоизмещением 2 тыс. тонн строятся по 10 лет – дальше, как говориться, некуда… Т.ч. строительство таких «малышей» – оно, по большому счёту, не от хорошей жизни.

Пожелаем же кораблю отличной службы, нашим корабелам-строителям – новых успехов, а тем, от кого их успехи зависят – дóлжного государственного сознания, которого российскому обществу и, особенно власти, сейчас так не хватает.

А. Махотин

Фото Никиты Григорьева с сайта «Флотпром.ру»

Комментарии

Комментарии не найдены ...
©® VeraPravaya.ru 2016 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Яндекс.Метрика