Достаточно давно в Христовой Церкви сложилась традиция, что в наиболее знаковый для христиан день в году, такие как Пасха или Рождество, к пастве обращался её архиерей с таким словом любви и утешения, на которое только был способен. И по сей день самым замечательным и безсмертным таким образцом для всех нас служит дивное слово Свт. Иоанна Златоуста, вот уже столько веков читаемое по всем храмам мiра на Пасху и никогда не устаревающее.
Но, оказывается, и в Церкви Христовой – разумеется лишь в земной её проекции – могут возникнуть некоторые моменты безвременья и безвластия. Когда архиерейская власть, долг которой до последней капли крови исповедовать Христа распятого, и так вести за собой паству – может уйти в комфортную «самоизоляцию», объяснив её для публики вполне земными рациональными доводами. Ничего незнакомого для нас здесь нет. Как мы знаем, и власть земная у нас, в срамных для неё случаях, тоже прячется куда угодно – хоть на дачу в Форосе, хоть за швабру – когда ей нечего ответить на возмущение народа. Но удивительно, конечно, когда так поступает власть церковная – причём тогда, когда ей пролитием крови ровно никто не угрожает…
У нашего старшего поколения в памяти, как в 1992 году с Новым годом – наиболее значимым и принимаемым народным сердцем ритуалом советского времени – в подобный период безвременья народ по телеящику поздравлял покойный сатирик Задорнов, человек умный и достаточно патриотичный. Но, разумеется, никакого отношения к высшей власти в стране не имевший.
Сегодня наша церковная ситуация, в некотором смысле, напоминает тот период. Народ наш – не только паства, но и клир! – просто в шоке от того, что на Пасху сотворило церковное священноначалие РПЦ, повелев закрыть все храмы столицы и главных городов страны. Поэтому прочитанное по бумажке в наших пустых храмах побеленным стенкам очередное «пасхальное послание к пастве» – естественно, не могло никак достичь ни ушей этой ошеломлённой паствы, ни, тем паче, её сердец.
Но пастве всё равно нужно слово правды. И не важно от кого она его услышит. Главное – чтобы услышала.
Поэтому мы, припомнив пример 1992 г. (хотя поводы никак не равноценны по духовной значимости!), предлагаем нашим читателям, вместо сказанного пустым стенам обращения нашего первоиерарха, – слово простого священника. Оно безыскусно, сказано в простоте сердца, от избытка которого, как известно, говорят уста.
Принять его, или остаться равнодушным – личное дело каждого. Наше дело маленькое. Мы лишь стараемся донести всем сердцем любящим Христа русским людям то, чего им так не хватает сегодня. Правду.
Ред. В.П.
Протоиерей Дмитрий Ненароков: слово на Пасху 2020 г.
Сошествие Христа во ад. Кипрская фреска (конец XIII- нач. XIVв.)
"Содержай вся на Крест вознесеся, / и рыдает вся тварь, Того видящи нага висяща на древе, / солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет: / земля же со многим страхом поколебася, и море побеже, / и камение распадеся, гроби же многи отверзошася, / и телеса восташа святых мужей. / Ад низу стенет, / и иудее советуют оклеветати Христово Воскресение. / Жены же взывают: / сия суббота есть преблагословенная, / в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен" (Икос канона Великой Субботы).
Искренне поздравляю всех с наступающим пресветлым Праздником Воскресения Христова! К сожалению, мои слова на этот раз растворены с печалью – невольно приходит на память апостольское: "От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами" (2 Кор. 2; 4). Апостол свидетельствует: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15; 14). Ныне я не вижу такой веры в моих соотечественниках: ни в простых мирянах, ни в священстве, ни в архиереях. Есть радостные исключения, но это – единицы. Увы!
Мысленным взором окидывая просторы Руси с её храмами и монастырями, двери которых закрыты в сей Светлый День, вспоминаешь слова Господа нашего: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк. 18; 8) Глава Русской Церкви и практически все архиереи, не говоря уже о простых священнослужителях и мирянах, в последние три недели отреклись от Христа и Его Животворящей Веры. О них можно сказать: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям..." (Рим. 1; 25-26).
Без особого принуждения, без угроз, без видимой нужды члены Русской Церкви "преклонили колени перед Ваалом" (см. 3 Царств 19; 18) – перед невидимым коронавирусом, который, как и идол, "есть ничто" (1 Кор. 8; 7), который даже не форма жизни, а только яд и смерть. Страх Божий и Любовь Божию затмил человеческий животный страх перед неведомым "ничто". Отвернулись архиереи и священники от Того, о Ком "рыдает вся тварь" так, что "солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет. Земля же со многим страхом поколебася, и море побеже" (см. выше икос канона на Великую Субботу). Забыли они Бога, Священное Писание, Веру и, наконец, чудо чудес – Воскресение Христово. Словно обезумевшие от страха смертного, "трясясь и стеная", лепечут они про "опасность", "предосторожность", "инфекцию"...
Господь наш Иисус Христос именуется Жизнодавцем. Он, Единый, дающий нам жизнь земную и вечную, сказал нам:
"Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь" (Иоан. 14; 6). Да и всё писание наполнено небесным дыханием Его Жизни:
"Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Иоан. 11; 25-26).
"Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Иоан. 6; 35).
"Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Иоан. 6; 40).
"Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мiра" (Иоан. 6; 51).
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Иоан. 6; 54).
И еще море подобных свидетельств в Священном Писании.
Теперь о самом главном. Господь неоднократно повторяет в Святом Евангелии весьма страшные слова – о Духе Святом: "Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению" (Мк. 3; 28-29). Боящиеся заразиться в храме через лжицу и Чашу Святого Причастия хулят Святого Духа – ибо Святым Духом хлеб и вино в Таинстве Евхаристии прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы. Боящиеся получить инфекцию через прикладывание ко кресту, святым иконам и мощам хулят Духа Святого – только Святой Дух дает целебную животворящую силу церковным святыням на освящение всякого верующего. И это прописано в Деяниях Седьмого Вселенского Собора. Наконец, те, кто запрещает или активно "не советует" верующим входить в храмы или же настаивают на "соблюдении безопасной дистанции" в церкви – хулят Святого Духа, Который исполняет храмы, содевая их Земным небом, по слову Господа: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18; 20). На кого же похожи эти несчастные, которые бегут из храма, боятся Таинств, брезгуют Креста и святынь? К сожалению, на бесов в человеческом обличье...
Известный церковный писатель 20-го века Сергей Нилус описывал видение, которое далось благочестивому монаху незадолго до революции, во время которой началось самое массовое гонение на Веру и Церковь, начиная с первых веков христианства. Тот тайнозритель увидел огромное полчище бесов, заполонивших землю. Они сидели и плясали всюду, радостно провизгивая одну фразу: "Наше время! Наше время!.." Сегодня можно констатировать: мы переживаем "их время". Лютым мучителям и истребителям Веры и Церкви, буквально потопившим в крови целый православный народ, тогда не удалось пресечь живого ростка Лозы Христовой. А ныне она без сопротивления отдана на попрание и съедение "свиньям" – государственным чиновникам; это совершили чиновники от Церкви, эти "земные боги", забывшие, какой ценой проплачено их благополучное, сверхбогатое пребывание на церковном Олимпе. Забывшие и об отделённости Церкви от государства, и о многократных экуменических предательствах Истины и Христа, и о Цареубийстве, с которого, собственно, и началось всё.
Ныне те, кто хочет безраздельно властвовать над нами, использует вселенскую пандемию для отработки эффективных схем управления человечеством. Они всеми силами пытаются выбить из-под нас последнюю (и единственную) опору – Живую Православную Веру. Для сего они, прежде всего, топят нас в несусветной лжи. Так, безконечным потоком течет информация про якобы заболевших и умерших от коронавируса священнослужителях, монахах и архиереях. И в надежде на безотказное парализующее действие животного страха даже не дают себе труда предъявить какие-либо доказательства тревожной информации.
Я говорил и свидетельствовал перед Богом: никто из причащающихся Святых Христовых Таин никогда не заболеет никаким вирусом!
Для любителей поразсуждать на тему "не искушай Господа Бога своего" (Мф. 4; 7), имеющих в виду, что хождение на церковные службы в эпидемию – как раз такое искушение. Вы безграмотные богословы, неверующие, передергивающие смысл Священного Писания. Воля Бога, чтобы мы именно шли к Нему в храм, а не отвращались Тайной Вечери вместе с Ним:
"Грядущего ко Мне не изжену вон" (Иоан. 6; 37).
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11; 28).
"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26; 26-28).
И подобными словами Самого Господа преисполнено всё Священное Писание.
Для слабых и сомневающихся, впрочем, лучше не ходить в храмы и не участвовать в службах – не искушать Господа своим неверием. Но им всем надо помнить суровое слово апостола Иоанна в Откровении: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр. 21; 8).
Будем же в веселии и радости в Светлейшую пасхальную ночь радостно воспевать: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22; 20)
От редакции:
Достаточно давно в Христовой Церкви сложилась традиция, что в наиболее знаковый для христиан день в году, такие как Пасха или Рождество, к пастве обращался её архиерей с таким словом любви и утешения, на которое только был способен. И по сей день самым замечательным и безсмертным таким образцом для всех нас служит дивное слово Свт. Иоанна Златоуста, вот уже столько веков читаемое по всем храмам мiра на Пасху и никогда не устаревающее.
Но, оказывается, и в Церкви Христовой – разумеется лишь в земной её проекции – могут возникнуть некоторые моменты безвременья и безвластия. Когда архиерейская власть, долг которой до последней капли крови исповедовать Христа распятого, и так вести за собой паству – может уйти в комфортную «самоизоляцию», объяснив её для публики вполне земными рациональными доводами. Ничего незнакомого для нас здесь нет. Как мы знаем, и власть земная у нас, в срамных для неё случаях, тоже прячется куда угодно – хоть на дачу в Форосе, хоть за швабру – когда ей нечего ответить на возмущение народа. Но удивительно, конечно, когда так поступает власть церковная – причём тогда, когда ей пролитием крови ровно никто не угрожает…
У нашего старшего поколения в памяти, как в 1992 году с Новым годом – наиболее значимым и принимаемым народным сердцем ритуалом советского времени – в подобный период безвременья народ по телеящику поздравлял покойный сатирик Задорнов, человек умный и достаточно патриотичный. Но, разумеется, никакого отношения к высшей власти в стране не имевший.
Сегодня наша церковная ситуация, в некотором смысле, напоминает тот период. Народ наш – не только паства, но и клир! – просто в шоке от того, что на Пасху сотворило церковное священноначалие РПЦ, повелев закрыть все храмы столицы и главных городов страны. Поэтому прочитанное по бумажке в наших пустых храмах побеленным стенкам очередное «пасхальное послание к пастве» – естественно, не могло никак достичь ни ушей этой ошеломлённой паствы, ни, тем паче, её сердец.
Но пастве всё равно нужно слово правды. И не важно от кого она его услышит. Главное – чтобы услышала.
Поэтому мы, припомнив пример 1992 г. (хотя поводы никак не равноценны по духовной значимости!), предлагаем нашим читателям, вместо сказанного пустым стенам обращения нашего первоиерарха, – слово простого священника. Оно безыскусно, сказано в простоте сердца, от избытка которого, как известно, говорят уста.
Принять его, или остаться равнодушным – личное дело каждого. Наше дело маленькое. Мы лишь стараемся донести всем сердцем любящим Христа русским людям то, чего им так не хватает сегодня. Правду.
Ред. В.П.
Протоиерей Дмитрий Ненароков: слово на Пасху 2020 г.
Сошествие Христа во ад. Кипрская фреска (конец XIII - нач. XIV в.)
"Содержай вся на Крест вознесеся, / и рыдает вся тварь, Того видящи нага висяща на древе, / солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет: / земля же со многим страхом поколебася, и море побеже, / и камение распадеся, гроби же многи отверзошася, / и телеса восташа святых мужей. / Ад низу стенет, / и иудее советуют оклеветати Христово Воскресение. / Жены же взывают: / сия суббота есть преблагословенная, / в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен" (Икос канона Великой Субботы).
Искренне поздравляю всех с наступающим пресветлым Праздником Воскресения Христова! К сожалению, мои слова на этот раз растворены с печалью – невольно приходит на память апостольское: "От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами" (2 Кор. 2; 4). Апостол свидетельствует: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15; 14). Ныне я не вижу такой веры в моих соотечественниках: ни в простых мирянах, ни в священстве, ни в архиереях. Есть радостные исключения, но это – единицы. Увы!
Мысленным взором окидывая просторы Руси с её храмами и монастырями, двери которых закрыты в сей Светлый День, вспоминаешь слова Господа нашего: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк. 18; 8) Глава Русской Церкви и практически все архиереи, не говоря уже о простых священнослужителях и мирянах, в последние три недели отреклись от Христа и Его Животворящей Веры. О них можно сказать: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям..." (Рим. 1; 25-26).
Без особого принуждения, без угроз, без видимой нужды члены Русской Церкви "преклонили колени перед Ваалом" (см. 3 Царств 19; 18) – перед невидимым коронавирусом, который, как и идол, "есть ничто" (1 Кор. 8; 7), который даже не форма жизни, а только яд и смерть. Страх Божий и Любовь Божию затмил человеческий животный страх перед неведомым "ничто". Отвернулись архиереи и священники от Того, о Ком "рыдает вся тварь" так, что "солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет. Земля же со многим страхом поколебася, и море побеже" (см. выше икос канона на Великую Субботу). Забыли они Бога, Священное Писание, Веру и, наконец, чудо чудес – Воскресение Христово. Словно обезумевшие от страха смертного, "трясясь и стеная", лепечут они про "опасность", "предосторожность", "инфекцию"...
Господь наш Иисус Христос именуется Жизнодавцем. Он, Единый, дающий нам жизнь земную и вечную, сказал нам:
"Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь" (Иоан. 14; 6). Да и всё писание наполнено небесным дыханием Его Жизни:
"Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Иоан. 11; 25-26).
"Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Иоан. 6; 35).
"Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Иоан. 6; 40).
"Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мiра" (Иоан. 6; 51).
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Иоан. 6; 54).
И еще море подобных свидетельств в Священном Писании.
Теперь о самом главном. Господь неоднократно повторяет в Святом Евангелии весьма страшные слова – о Духе Святом: "Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению" (Мк. 3; 28-29). Боящиеся заразиться в храме через лжицу и Чашу Святого Причастия хулят Святого Духа – ибо Святым Духом хлеб и вино в Таинстве Евхаристии прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы. Боящиеся получить инфекцию через прикладывание ко кресту, святым иконам и мощам хулят Духа Святого – только Святой Дух дает целебную животворящую силу церковным святыням на освящение всякого верующего. И это прописано в Деяниях Седьмого Вселенского Собора. Наконец, те, кто запрещает или активно "не советует" верующим входить в храмы или же настаивают на "соблюдении безопасной дистанции" в церкви – хулят Святого Духа, Который исполняет храмы, содевая их Земным небом, по слову Господа: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18; 20). На кого же похожи эти несчастные, которые бегут из храма, боятся Таинств, брезгуют Креста и святынь? К сожалению, на бесов в человеческом обличье...
Известный церковный писатель 20-го века Сергей Нилус описывал видение, которое далось благочестивому монаху незадолго до революции, во время которой началось самое массовое гонение на Веру и Церковь, начиная с первых веков христианства. Тот тайнозритель увидел огромное полчище бесов, заполонивших землю. Они сидели и плясали всюду, радостно провизгивая одну фразу: "Наше время! Наше время!.." Сегодня можно констатировать: мы переживаем "их время". Лютым мучителям и истребителям Веры и Церкви, буквально потопившим в крови целый православный народ, тогда не удалось пресечь живого ростка Лозы Христовой. А ныне она без сопротивления отдана на попрание и съедение "свиньям" – государственным чиновникам; это совершили чиновники от Церкви, эти "земные боги", забывшие, какой ценой проплачено их благополучное, сверхбогатое пребывание на церковном Олимпе. Забывшие и об отделённости Церкви от государства, и о многократных экуменических предательствах Истины и Христа, и о Цареубийстве, с которого, собственно, и началось всё.
Ныне те, кто хочет безраздельно властвовать над нами, использует вселенскую пандемию для отработки эффективных схем управления человечеством. Они всеми силами пытаются выбить из-под нас последнюю (и единственную) опору – Живую Православную Веру. Для сего они, прежде всего, топят нас в несусветной лжи. Так, безконечным потоком течет информация про якобы заболевших и умерших от коронавируса священнослужителях, монахах и архиереях. И в надежде на безотказное парализующее действие животного страха даже не дают себе труда предъявить какие-либо доказательства тревожной информации.
Я говорил и свидетельствовал перед Богом: никто из причащающихся Святых Христовых Таин никогда не заболеет никаким вирусом!
Для любителей поразсуждать на тему "не искушай Господа Бога своего" (Мф. 4; 7), имеющих в виду, что хождение на церковные службы в эпидемию – как раз такое искушение. Вы безграмотные богословы, неверующие, передергивающие смысл Священного Писания. Воля Бога, чтобы мы именно шли к Нему в храм, а не отвращались Тайной Вечери вместе с Ним:
"Грядущего ко Мне не изжену вон" (Иоан. 6; 37).
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11; 28).
"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26; 26-28).
И подобными словами Самого Господа преисполнено всё Священное Писание.
Для слабых и сомневающихся, впрочем, лучше не ходить в храмы и не участвовать в службах – не искушать Господа своим неверием. Но им всем надо помнить суровое слово апостола Иоанна в Откровении: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр. 21; 8).
Будем же в веселии и радости в Светлейшую пасхальную ночь радостно воспевать: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22; 20)
Христос Воскресе!